Яндекс.Метрика

 


Моделирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему «ДЕРЕВЬЯ»

Занятие провели:
воспитатель Решетникова И.В.
педагог-психолог Свиридова Г.В.

Образовательная область «Познавательное развитие»


Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое», «физическое развитие».
Цель: систематизация и углубление представлений детей о живой природе – деревьях.
Задачи:
Обучающие:
Закреплять названия деревьев и учить различать деревья  по внешним признакам.
Развивающие:
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать внимание, память, мышление, речь.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и заботливое отношение к природе.
Способствовать установлению психологического комфорта в группе посредством чтения рассказов о деревьях, слушания музыки, психогимнастики.
Предварительная работа.  Чтение стихов об осени, рассматривание картин и репродукций с изображением деревьев осенью, наблюдение в природе, изготовление поделок из природного материала, рисование деревьев.

 

Воспитатель с детьми заходит в зал, подходит к окну, отодвигает шторы и предлагает детям послушать стихотворение Н.Лесовой «Золотой дождь» и определить, какое время года там описывается.
Листья солнцем наливались, листья солнцем пропитались,
Налились, отяжелели, закружились, полетели.
Зашуршали по кустам, поскакали по сучкам.
Ветер золотом кружит, золотым дождём шумит.
Воспитатель:  Как вы думаете, что автор называет золотым дождём? (листопад).
Что происходит с деревьями осенью? (опадают листья).
В какие ещё цвета, кроме желтого, окрашивает осень листочки? (красный, оранжевый)
Воспитатель:А теперь, ребята, подойдите к ковру
(Дети подходят к ковру, на котором рассыпаны листья). 
И выберите себе листок, который больше понравился.
Кто хочет рассказать про свой листок? Какой он? (размер – форма - с какого дерева.)
Воспитатель:  Правильно, ребята, листья разные,но не у всех.
Предлагаю найти себе пару.
Звучит музыка шум листвы. Игра «Найди пару».
Воспитатель:  А теперь давайте покружимся, как листочки на ветру. Подбросим листочки вверх и присаживаемся на подушки.
Появляется ворона.
Ворона: Кар-кар-кар! Вы разыгрались тут, разрезвились!
А я не могу и на одно дерево спокойно устроиться: ветер дует, листья летят, шумят.Что происходит на улице?
Дети: Листопад.
Ворона: Падают, падают. А чего падают. Может быть вы знаете?
Дети:мало света, холодно, вода не поступает.
Воспитатель:  Ребята, а вы хотите узнать причины, почему опадают листья?
ОПЫТ.
(На столах каждому лежат по два листа и лупа.)
Воспитатель:  Приглашаю вас подойти к столам. Давайте сейчас мы с вами рассмотрим листья яблони. У каждого из вас два листа. Один какой? (зеленый), а другой (желтый).
Возьмите лупу и рассмотрите листочки.
 Что видите? (они одинаковые,одной формы, только разного цвета)
Правильно. Зеленые листья мы взяли с дерева, а желтые – это опавшие листья.
Я хочу обратить ваше внимание на черешки у зеленого и желтого лстьев и сравнить их.(у зеленого толще, у желтого-тоньше).
Правильно, потому что к зеленому листу на веточке поступали питательнвые вещества и черешок толще. А у желтого тонеький, высохший. Он упал с дерева, потому что …(питательные вещества и вода не поступали)
А сейчас вы узнаете еще об одной причине(почему падают литься). Возьмите влажные диски и потрите желтые опавшие листья. Теперь  посмотрите на диски. (Они стали грязными).
Правильно, за лето листья покрылись слоем пыли и отяжелели.
Все эти причины вызывают листопад.
Ворона:
Пестрые листья порхают,
С ветром осенним играют,
 Устала я по лесу плутать,
 Пора дом на зиму искать.
Какое дерево выбрать?
Воспитатель:
Ребята, поможем вороне?
Ребята, где растут деревья? (В городе, в лесу, в деревне, о парке.)
Как называется место, где растут одни березы? (Березовая роща, березняк.) Одни дубы? (Дубрава.)
Одни ели? (Ельник.)
Ворона:
Чем все деревья похожи и чем они отличаются? (Похожи тем, что они имеют ствол, ветки., листья, корни, плоды; отличаются размером,окраской, местом произрастания.названием.)
Ворона:Ух, сколько можно веток наломать – гнездо сделать…

Воспитатель:
Подожди, подожди,Ворона, разве можно ломать ветки?
Дети: Нет. Надо собрать на земле.
Воспитатель:
Что ж ворона, послушай теперь рассказы ребят, может быть выберешь себе дерево.
Игра «Угадай дерево по описанию»
Дети начинают описывать каждый свое дерево, не называя его.
Воспитатель уточняет, догадались ли дети, о каком дереве был рассказ. Ответ на слайде.
Моё дерево могучее, выносливое, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой. Его кору люди используют в медицине. Лист резной, овальной формы. Кроме листьев у моего дерева есть плоды-жёлуди. Желудями очень любят полакомиться дикие свиньи-кабаны.

Моё дерево лиственное. Его можно встретить в лесу, на опушках, есть оно даже на нашем игровом участке. Оно имеет полезные лекарственные свойства, поэтому каждая пора года дарит ему красивый наряд. Его плоды округлой формы, оранжево-красные по цвету и горькие на вкус. Поздней осенью и зимой привлекают к себе птиц.

Моё дерево хвойное. Вместо листьев у моего дерева иголки-хвоинки, но они длиннее, чем у ёлки. Оно очень прямо растёт в высоту, ствол коричневого цвета, из трещин которого выступает ароматная смола, а на ветках располагаются красивые шишки. Дышать воздухом среди таких деревьев полезно для здоровья.


- Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)

- У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
 В высоту. (Сосна)

- Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)

- Белые овечки
Бегают по свечке. (Верба)

 

- Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)

- Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

- Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)

- С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)


Воспитатель: Молодцы!
Ворона:Засиделась я, хочется мне подвигаться. Кто хочет вместе со мной, присоединяйтесь.
Психогимнастика
— Ребята, представьте себя деревьями, каждый выбирает дерево по своему желанию. Попробуйте изобразить характер ваших деревьев.
 В одном лесу росли красивые деревья
 Дрожащие осины.                                        Потряхивают кистями рук.
Тонкие рябины,                                           Руки на талии.
Могучие дубы,                                            Руки к плечам.
Гибкие березы.                                           Наклоны в стороны.
Они радовались каждому дню                   Поднимают руки вверх.
И  тянули свои ветки к солнышку.          Поднимаются на носочки.
 Шаловливый ветерок раскачивал ветки
вправо-влево, вверх- вниз.                       Раскачивают руками.
Мимо пролетали птицы                           Махи руками.
И садились на ветки деревьев.                Приседают.
Дятел выбивал барабанную дробь.         Стучат по полу кулаками.
Белки прыгали по веткам деревьев.        Прыгают.
 Под деревьями пробегала лиса.               Бегут на месте.
По стволу дерева медленно ползли муравьи.        Перебирают пальцами рук             
                                                                                       от кисти к плечу.
Паучок плел свою паутину между ветками.         Попеременно соединяют 
                                                                                      пальцы рук.
 Весной на деревьях распускались почки.          Сжимают и разжимают
                                                                                                кулачки.
Осенью деревья сбрасывали свои листья,          Махи руками в стороны от
                                                                                                     груди.
А  зимой они крепко спали и вспоминали летние дни.
Приседают, руки сложены возле щеки.

Воспитатель:Отдохнули, присядем на наши подушки.
Внимательно посмотрите на экран  и определите, какое дерево в ряду лишнее и почему.

Игра «Четвертый лишний» (на экране)

  • Дуб, береза, сосна, осина.
  • Липа, рябина, тополь, ель.
  • Яблоня, вишня, осина, груша.
  • Ива, груша, береза, клен.
  • Сосна, ель, кедр, тополь.

Воспитатель:Особенно прекрасна природа осенью. А как красив на земле ковер из опавших листьев. Я предлагаю вам сделать такой ковер своими руками.

Упражнение «Разложи листья»
Воспитатель предлагает детям расположить листья деревьев в определенном порядке. В центре листа бумаги следует положить кленовый лист, в  правом верхнем углу — лист березы, в левом нижнем углу — лист дубовый. В левом верхнем углу — лист дубовый, а в правом нижнем — лист березы..
После выполнения задания он уточняет, какой лист находится н нравом верхнем углу, левом нижнем углу и т. д.
Воспитатель: Вот какой красивый ковер у нас получился . Так и хочется пройти по нему. Снимайте обувь и пройдёмся.
Он стал украшением нашего детского сада. Ребята, а как называется наш детский сад? (Ладушки)
У каждого человека есть Родина – это место, где он родился, провёл своё детство, рос, учился. И для нас Родина начинается с нашего родного дома, с деревьев в нашем дворе, саду; с нашей улицы, по которой мы каждый день ходим в детский сад. А вы, наверное, знаете, как называется наше родной город? (Рославль) Что вам нравится в нашем городе? Чем мы можем гордиться? (Ответы детей) Для нас Рославль – это малая Родина. А еще нас с вами можно назвать смолянами, потому что мы живем в Смоленской области, на Смоленщине. Кроме малой Родины есть еще и большая, это страна в которой мы живем. Как она называется? (Россия)
Просмотр презентации картин природы родного края.
Воспитатель: Что, Ворона,  понравился тебе наш ковер?
Ворона: Да! Какой красивый!
Воспитатель:  Выбрала ты себе дерево?
Ворона: Мне понравились все деревья на вашем участке и я хочу здесь остаться.
Воспитатель: Пожалуйста,  оставайся. А мы тебя будем подкармливать в холода.
Подведение итогов. Ребята вам понравилось?
Ворона. Спасибо! А вам за помощь, отзывчивость гостинцы от меня.

 

Используемая литература:

  • ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная

          программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы,
          Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА, СИНТЕЗ, 2014.

  •  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

 

  • Современные подходы к процессу образования Автор: Лобынько Л.В., Швецова Т.Ю. Издательство: ИВЦ Минфина Год выхода: 2010
  • Экология. Занимательные материалы. Старшая группа. \Автор- сост.Р.А.Жукова.- Волгоград: ИТД «Корифей»

 

  • Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера,

          2010
     6.  Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие\под               
          ред. Л.Н.Прохоровой- М.: АРКТИ,2010

 

 

КАЛЕНДАРЬ

Предложения и отзывы
 
Вверх