Яндекс.Метрика

 

27 октября 2016 года в зале Администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области состоялось заседание коллегии Рославльского комитета образования «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы».
Заслушав и обсудив выступления О.В. Власенковой,  ведущего специалиста  отдела развития образования и муниципального контроля Рославльского комитета образования, Е.Е. Бурениной, доцента, заведующего   кафедрой  методики  преподавания естественно-математических  дисциплин ГАУ ДО «СОИРО», И.А. Кокаревой, заместителя директора по УВР МБОУ «Средняя школа № 10»,   Т.В. Сякиной, заместителя  заведующего  по  учебно-методической  работе МБДОУ «Детский сад «Солнышко», Н.В. Протасенковой, учителя–логопеда МБОУ «Средняя школа № 7», Е.А.  Леоновой, педагога-психолога МБДОУ «Детский сад «Улыбка», коллегия отмечает, что в муниципальном  образовании  «Рославльский район» Смоленской области  ведется  планомерная работа по созданию  условий, направленных на доступность образования в образовательных организациях муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области, и  достигнуты следующие результаты по  созданию безбарьерной  среды  для  успешной социализации  детей с ограниченными  возможностями  здоровья и включения их  в образовательное  пространство наравне со всеми:
- 19 детей-инвалидов посещают детские дошкольные образовательные учреждения, где они успешно осваивают программу дошкольного образования, общаются со сверстниками и находятся под особым вниманием воспитателей и медицинских работников (их родители  освобождены от оплаты услуг по содержанию детей в данных образовательных учреждениях);
-   32 ребенка-инвалида   обучается   в общеобразовательных   школах;
- 12 детей-инвалидов обучается на дому, из них 11 по основным общеобразовательным программам и 1 ребенок   по индивидуальному  плану;
-  3 ребенка-инвалида  дополнительно обучаются дистанционно в Центре дистанционного образования на базе областного государственного образовательного учреждения «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»);
-  22 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но не являющихся инвалидами,  обучаются  в  общеобразовательных  школах, для 6–ти из них   организовано обучение на дому по   индивидуальным  учебным  планам.
- 16 детей-инвалидов  и 4 ребенка,  имеющих   медицинские показания  к посещению  детского  сада,   получают ежемесячное  пособие  в размере   5 000 рублей.
В рамках Государственной программы «Доступная  среда»  на 2011-2015 гг. в МБОУ «Средняя школа № 10», МБОУ «Средняя школа № 7», МБОУ «Средняя школа № 9»  уже  создана универсальная безбарьерная среда, которая направлена на решение следующих задач: 
- обеспечения возможности включения в воспитательный процесс инвалидов, обучающихся на дому;
           -обеспечения возможности включения  детей  с ограниченными  возможностями  здоровья  в информационную образовательную среду;
- обеспечения сенсомоторной реабилитации и коррекции детей-инвалидов. 
Для решения  этих  задач создана необходимая материально-техническая  база:
- в школах установлены  пандусы, смонтированы широкие входные двери, санитарно-гигиенические помещения;
- функционируют кабинеты адаптивной  физической культуры,     информационных технологий и  психомоторной коррекции,  оборудованные компьютерами  для слабовидящих, компьютерами со специализированными клавиатурами, такими как  «Клавита», «Клевиа», которые адаптированы для людей с ограниченными способностями, в том числе  с ДЦП;
- приобретены педальные тренажеры для развития координации, дидактические  игры для детей с ограниченными возможностями здоровья,   игры для развития тактильных ощущений, оборудование для формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положению в пространстве
В данных  классах  работают квалифицированные  кадры, прошедшие   специальную  подготовку.
Опыт  работы   специалистов  МБОУ «Средняя школа № 10»  представлен  в рамках  заседания областного  круглого  стола по теме «Инклюзивное и интегрированное образование в Смоленской области: проблемы и перспективы развития» в мае 2015 года  и получил  высокую  оценку  коллег.
Особое внимание уделяется созданию условий для предоставления образовательных  услуг в системе дошкольного образования семьям, имеющим детей с проблемами в здоровье и развитии. Для детей с ограниченными возможностями здоровья функционируют группы  комбинированной направленности в МБДОУ «Детский сад «Звёздочка», МБДОУ «Детский сад «Солнышко», МБДОУ «Детский сад «Светлячок», МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик»  и оздоровительной направленности в  МБДОУ «Детский  сад  «Улыбка».
На  базе  МБДОУ «Детский сад «Улыбка» функционирует консультационный центр для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи, имеющих  ограниченные  возможности  здоровья.  
 Численность  детей, имеющих  ограниченные  возможности  здоровья и  получивших в 2016 году методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную  помощь без взимания платы в консультационном  центре  за  период  с 01.01.2016 по 01.10.2016 года,  составила  10  человек.
Для  инклюзивного образования детей-инвалидов в   учреждениях  образования продолжается  работа по созданию  условий,   предусматривающих универсальную безбарьерную среду и оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием в  МБУДО «ЦДЮТТ», МБУДО «ЦРТДиЮ». 
В 2017-2018 году  запланировано  создание   безбарьерной среды  в МБДОУ «Детский сад «Малыш» и МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик».
         Вместе с тем существует ряд проблем, снижающих  результативность  работы по развитию инклюзивного  образования в  образовательных  учреждениях:
-   затруднения в разработке   адаптированных программ  для  детей  с ограниченными возможностями здоровья;
- отсутствие условий и  необходимой  развивающей предметно-пространственной среды  для  обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными  возможностями здоровья в  дошкольных  образовательных   учреждениях;
- отсутствие  у педагогов дошкольных образовательных  учреждений опыта  работы  с детьми-инвалидами и  детьми с ОВЗ.
- нехватка квалифицированных  специалистов  в образовательных учреждениях;
- недостаточное  использование потенциала семьи.

       На основании  вышеизложенного  коллегия решила:
1. Отметить положительный  опыт  работы следующих образовательных учреждений:
 - по созданию  безбарьерной  среды: МБОУ «Средняя школа № 10», МБОУ «Средняя школа № 9», «Средняя школа № 7»;
- по  взаимодействию  с организациями,    обучающими  детей  с ограниченными возможностями  здоровья: МБОУ «Средняя школа № 1»;
- по  организации  обучения детей   с ограниченными  возможностями: МБДОУ «Детский сад «Улыбка», МБДОУ «Детский сад «Солнышко», МБОУ «Средняя  школа № 7».
Срок: постоянно.
2. Рославльскому комитету образования:
2.1. Продолжить работу  по созданию безбарьерной среды  в образовательных учреждениях муниципального образования «Рославльский  район» Смоленской области.
Срок: постоянно.
2.2. Совместно  с ГАУ ДПО «СОИРО» проводить  целенаправленную работу  по повышению  квалификации   и  профессиональной  подготовки  педагогических кадров по вопросам  инклюзивного образования.
Срок: постоянно.
2.3. В рамках  работы  районных  методических  объединений запланировать и провести   обучающие семинары, направленные  на  совершенствование   форм  и методов  обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Срок: в течение 2017- 2018  года.
2.4. Организовать  и провести   муниципальный конкурс   адаптированных  образовательных  программ среди  образовательных   учреждений  муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области».
Срок:  апрель-май 2017  года.
2.5.Включить в план работы районных методических объединений заместителей   директора  по учебной,  учебно-воспитательной  работе,  учителей физической культуры, учителей-логопедов, педагогов-психологов вопросы организации  работы   с детьми   с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Срок: в течение 2016-2017 года.

3. Руководителям образовательных  учреждений муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области:

3.1.  Привести  адаптированные  программы   для  лиц  с ОВЗ образовательных  учреждений  в соответствие  с требованиями   ФГОС.
Срок:  ноябрь  2016 года.

3.2.  Изучить   опыт   работы  с детьми-инвалидами  и детьми  с ОВЗ «МБОУ «Средняя школа № 10», МБОУ «Средняя школа №7», МБОУ «Средняя школа № 9», МБДОУ «Детский сад «Улыбка»  и  организовать   круглые  столы  по  вопросам  организации  обучения  детей-инвалидов и  детей  с ОВЗ с  целью  обмена  опытом.
Срок: в течение 2017- 2018 года.

3.3. Провести  дни  открытых дверей  для родителей (законных  представителей), воспитывающих  детей-инвалидов  и детей  с ограниченными   возможностями   здоровья в МБОУ «Средняя  школа № 7», МБОУ «Средняя школа № 9», МБОУ «Средняя школа № 10» с целью  ознакомления   родителей (законных  представителей)  с  созданной  безбарьерьерной  средой  и условиями  обучения  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья.
Срок: февраль – май 2017года.

3.4. Организовать на  базе  МБОУ «Средняя школа № 7»,  МБОУ «Средняя школа № 9»  в  летний период работы 2017 года   профильные  отряды в рамках  работы летних лагерей дневного пребывания с организацией досуговой  деятельности для  детей с ОВЗ  и  детей-инвалидов, используя   опыт  МБОУ «Средняя школа № 10».
Срок:  июнь  - август 2017 года.


Для просмотра в полноэкранном режиме нажмите на картинку

 
коллегия Рославльского комитета образования «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы» коллегия Рославльского комитета образования «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы» коллегия Рославльского комитета образования «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы»
коллегия Рославльского комитета образования «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы» коллегия Рославльского комитета образования «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы» коллегия Рославльского комитета образования «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы»
коллегия Рославльского комитета образования «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы» коллегия Рославльского комитета образования «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы» коллегия Рославльского комитета образования «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы»
коллегия Рославльского комитета образования «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы» коллегия Рославльского комитета образования «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы» коллегия Рославльского комитета образования «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы»

 

 

Предложения и отзывы
 
Вверх