27 октября 2016 года в зале Администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской областисостоялось заседание коллегии Рославльского комитета образования «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы».
Заслушав и обсудив выступления О.В. Власенковой, ведущего специалиста отдела развития образования и муниципального контроля Рославльского комитета образования, Е.Е. Бурениной, доцента, заведующего кафедрой методики преподавания естественно-математических дисциплин ГАУ ДО «СОИРО», И.А. Кокаревой, заместителя директора по УВР МБОУ «Средняя школа № 10», Т.В. Сякиной, заместителя заведующего по учебно-методической работе МБДОУ «Детский сад «Солнышко», Н.В. Протасенковой, учителя–логопеда МБОУ «Средняя школа № 7», Е.А. Леоновой, педагога-психолога МБДОУ «Детский сад «Улыбка», коллегия отмечает, что в муниципальном образовании «Рославльский район» Смоленской области ведется планомерная работа по созданию условий, направленных на доступность образования в образовательных организациях муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области, и достигнуты следующие результаты по созданию безбарьерной среды для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и включения их в образовательное пространство наравне со всеми:
- 19 детей-инвалидов посещают детские дошкольные образовательные учреждения, где они успешно осваивают программу дошкольного образования, общаются со сверстниками и находятся под особым вниманием воспитателей и медицинских работников (их родители освобождены от оплаты услуг по содержанию детей в данных образовательных учреждениях);
- 32 ребенка-инвалида обучается в общеобразовательных школах;
- 12 детей-инвалидов обучается на дому, из них 11 по основным общеобразовательным программам и 1 ребенок по индивидуальному плану;
- 3 ребенка-инвалида дополнительно обучаются дистанционно в Центре дистанционного образования на базе областного государственного образовательного учреждения «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»);
- 22 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но не являющихся инвалидами, обучаются в общеобразовательных школах, для 6–ти из них организовано обучение на дому по индивидуальным учебным планам.
- 16 детей-инвалидов и 4 ребенка, имеющих медицинские показания к посещению детского сада, получают ежемесячное пособие в размере 5 000 рублей.
В рамках Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг. в МБОУ «Средняя школа № 10», МБОУ «Средняя школа № 7», МБОУ «Средняя школа № 9» уже создана универсальная безбарьерная среда, которая направлена на решение следующих задач:
- обеспечения возможности включения в воспитательный процесс инвалидов, обучающихся на дому;
-обеспечения возможности включения детей с ограниченными возможностями здоровья в информационную образовательную среду;
- обеспечения сенсомоторной реабилитации и коррекции детей-инвалидов.
Для решения этих задач создана необходимая материально-техническая база:
- в школах установлены пандусы, смонтированы широкие входные двери, санитарно-гигиенические помещения;
- функционируют кабинеты адаптивной физической культуры, информационных технологий и психомоторной коррекции, оборудованные компьютерами для слабовидящих, компьютерами со специализированными клавиатурами, такими как «Клавита», «Клевиа», которые адаптированы для людей с ограниченными способностями, в том числе с ДЦП;
- приобретены педальные тренажеры для развития координации, дидактические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья, игры для развития тактильных ощущений, оборудование для формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положению в пространстве
В данных классах работают квалифицированные кадры, прошедшие специальную подготовку.
Опыт работы специалистов МБОУ «Средняя школа № 10» представлен в рамках заседания областного круглого стола по теме «Инклюзивное и интегрированное образование в Смоленской области: проблемы и перспективы развития» в мае 2015 года и получил высокую оценку коллег.
Особое внимание уделяется созданию условий для предоставления образовательных услуг в системе дошкольного образования семьям, имеющим детей с проблемами в здоровье и развитии. Для детей с ограниченными возможностями здоровья функционируют группы комбинированной направленности в МБДОУ «Детский сад «Звёздочка», МБДОУ «Детский сад «Солнышко», МБДОУ «Детский сад «Светлячок», МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» и оздоровительной направленности в МБДОУ «Детский сад «Улыбка».
На базе МБДОУ «Детский сад «Улыбка» функционирует консультационный центр для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи, имеющих ограниченные возможностиздоровья.
Численность детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и получивших в 2016 году методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь без взимания платы в консультационном центре за период с 01.01.2016 по 01.10.2016 года, составила 10 человек.
Для инклюзивного образования детей-инвалидов в учреждениях образования продолжается работа по созданию условий, предусматривающих универсальную безбарьерную среду и оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием в МБУДО «ЦДЮТТ», МБУДО «ЦРТДиЮ».
В 2017-2018 году запланировано создание безбарьерной среды в МБДОУ «Детский сад «Малыш» и МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик». Вместе с тем существует ряд проблем, снижающих результативность работы по развитию инклюзивного образования в образовательных учреждениях:
- затруднения в разработке адаптированных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- отсутствие условий и необходимой развивающей предметно-пространственной среды для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях;
- отсутствие у педагогов дошкольных образовательных учреждений опыта работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
- нехватка квалифицированных специалистов в образовательных учреждениях;
- недостаточное использование потенциала семьи.
На основании вышеизложенного коллегия решила:
1. Отметить положительный опыт работы следующих образовательных учреждений:
- по созданию безбарьерной среды: МБОУ «Средняя школа № 10», МБОУ «Средняя школа № 9», «Средняя школа № 7»;
- по взаимодействию с организациями, обучающими детей с ограниченными возможностями здоровья: МБОУ «Средняя школа № 1»;
- по организации обучения детей с ограниченными возможностями: МБДОУ «Детский сад «Улыбка», МБДОУ «Детский сад «Солнышко», МБОУ «Средняя школа № 7». Срок: постоянно. 2. Рославльскому комитету образования:
2.1. Продолжить работу по созданию безбарьерной среды в образовательных учреждениях муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области. Срок: постоянно.
2.2. Совместно с ГАУ ДПО «СОИРО» проводить целенаправленную работу по повышению квалификации и профессиональной подготовки педагогических кадров по вопросам инклюзивного образования. Срок: постоянно.
2.3. В рамках работы районных методических объединений запланировать и провести обучающие семинары, направленные на совершенствование форм и методов обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Срок: в течение 2017- 2018 года.
2.4. Организовать и провести муниципальный конкурс адаптированных образовательных программ среди образовательных учреждений муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области». Срок: апрель-май 2017 года.
2.5.Включить в план работы районных методических объединений заместителей директора по учебной, учебно-воспитательной работе, учителей физической культуры, учителей-логопедов, педагогов-психологов вопросы организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Срок: в течение 2016-2017 года.
3. Руководителям образовательных учреждений муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области:
3.1. Привести адаптированные программы для лиц с ОВЗ образовательных учреждений в соответствие с требованиями ФГОС. Срок: ноябрь 2016 года.
3.2. Изучить опыт работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ «МБОУ «Средняя школа № 10», МБОУ «Средняя школа №7», МБОУ «Средняя школа № 9», МБДОУ «Детский сад «Улыбка» и организовать круглые столы по вопросам организации обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ с целью обмена опытом. Срок: в течение 2017- 2018 года.
3.3. Провести дни открытых дверей для родителей (законных представителей), воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Средняя школа № 7», МБОУ «Средняя школа № 9», МБОУ «Средняя школа № 10» с целью ознакомления родителей (законных представителей) с созданной безбарьерьерной средой и условиями обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Срок: февраль – май 2017года.
3.4. Организовать на базе МБОУ «Средняя школа № 7», МБОУ «Средняя школа № 9» в летний период работы 2017 года профильные отряды в рамках работы летних лагерей дневного пребывания с организацией досуговой деятельности для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, используя опыт МБОУ «Средняя школа № 10». Срок: июнь - август 2017 года.
Для просмотра в полноэкранном режиме нажмите на картинку