20 июня 2019 года в зале заседаний Администрации муниципального образования «Рославльский район Смоленской области» состоялась коллегия Рославльского комитета образования по проблеме «Роль муниципальной службы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса на современном этапе».
На коллегии присутствовали руководители образовательных учреждений, педагоги-психологи.
С основным докладом по теме «Роль муниципальной службы психолого-педагогического сопровождения в условиях современного развития государства, общества, образования: проблемы и перспективы»выступила Соловьева Е.С., педагог-психолог МБОУ «Чижовская средняя школа», руководитель РМО педагогов-психологов, которая обозначила цель деятельности муниципальной службы – создание психологических условий, способствующих максимальному психическому и личностному развитию каждого ребенка в условиях безопасной психологической среды образовательного процесса, выделила составляющие продуктивной и успешной деятельности муниципальной психолого-педагогической службы и проанализировала достижения службы по данным направлениям деятельности.
В рамках обсуждения основного доклада были заслушаны следующие выступления:
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях массовой городской школы (Селькина В.А., педагог-психолог МБОУ «Средняя школа №10»); Ознакомиться
- Арт-терапия как один из методов психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольном учреждении (Солодкова Е. С., педагог-психолог МБДОУ «Детский сад «Ладушки»);Ознакомиться
- Роль педагога-психолога в работе школьной службы примирения (медиации) (Ходотаева С.И., педагог-психолог МБОУ «Средняя школа №8»);Ознакомиться
- Психолого-педагогическое сопровождение детей группы «риска» и детей, находящихся в неблагополучных семьях (Мирошниченко О.Н., учитель МБОУ «Средняя школа №4»).Ознакомиться
Коллегией было отмечено, что служба психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса тесно взаимодействует с администрациями учреждений образования, педагогами, родителями, органами местного самоуправления, специалисты внедряют активные формы работы и современные образовательные технологии. Так, введен в реализацию муниципальный долгосрочный проект «Дежурный психолог», который направлен на обеспечение психологического благополучия несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) посредством индивидуальных и групповых консультаций. В 2018-2019 учебном году консультационная психолого-педагогическая помощь была оказана 16 семьям.
С целью эмоционального развития, коррекции неустойчивого эмоционального состояния, а также раскрытия внутреннего мира несовершеннолетних детей в рамках арт-терапевтического психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних в дошкольном учреждении в практику введены инновационные психолого-педагогические технологии, методы и формы работы с дошкольниками.
Успешно апробируются в образовательной среде муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области новые психолого-педагогические технологии и медиативные процедуры, предполагающие владение навыками позитивного осознанного общения, создающие основу для предотвращения и эффективного разрешения споров и конфликтов среди всех участников образовательного процесса в повседневных ситуациях.
Слаженно работает система профилактики и психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп с девиантным, асоциальным поведением, а также попавших в трудную жизненную ситуацию.
Ежегодно педагоги-психологи принимают активное участие в проведении внеплановых проверок условий жизни несовершеннолетних опекаемых (подопечных) и выявления жестокого обращения с ними. В 2019 году обследовано 166 семей, что на 101 семью больше чем в 2018 году. В процессе проверки ни одного факта жестокого обращения с несовершеннолетними подопечными не выявлено.
С целью коррекции, профилактики, развития, обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется их психолого-педагогическое сопровождение в форме комплексной технологии психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям.
В образовательных учреждениях города и района ведётся большая работа по сохранению жизни и здоровья подрастающего поколения. Педагоги-психологи регулярно проводят работу по выяснению микроклимата семьи, взаимоотношений ребенка со сверстниками, школьной успеваемости. Особое внимание уделяется психологическому состоянию обучающихся. Педагогами-психологами разработаны и проводятся различные мероприятия, позволяющие мобилизоваться в стрессовой ситуации и контролировать собственные эмоции. Своевременно оказывается помощь и содействие ребенку в решении актуальных задач, связанных с учебными трудностями, с выбором образовательного и профессионального маршрута. Осуществляется систематическая обучающая и разъяснительная работа с родителями. Данная система профилактических психолого-педагогических мероприятий позволяет осуществлять контроль и своевременную коррекцию суицидального поведения и стрессовых состояний.
Педагоги-психологи постоянно повышают уровень профессиональной квалификации. За 2018-2019 учебный год педагоги-психологи прошли плановые и внеплановые курсы повышения квалификации в объеме 204 часов.
Специалисты службы осуществляют психолого-педагогическое сопровождение в соответствии с требованиями ФГОС и требованиями Письма Минобразования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16 «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе». Работа ведется по основным направлениям деятельности педагога-психолога: профилактика; диагностика; консультирование; развивающая работа; коррекционная работа; психологическое просвещение; экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.
Вместе с тем существует ряд проблем, снижающих результативность работы муниципальной службы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:
- недостаточная включенность педагогов-психологов в целостный процесс психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
- отсутствие компетентного контроля со стороны администрации за качеством и результативностью деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении;
- недостаточная информированность всех участников образовательного процесса о роли и значимости психологической помощи, и как следствие – низкая заинтересованность и потребность в квалифицированной помощи специалистов психолого-педагогической службы со стороны обучающихся и их родителей;
- профессиональное выгорание педагогов-психологов, и как следствие – низкая мотивация и отсутствие личной заинтересованности в высокой результативности работы;
- отсутствие единых требований по ведению документации педагога-психолога.
На основании вышеизложенного коллегия решила:
1. Одобрить деятельность муниципальной службы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области, направленную на образование, воспитание, коррекцию, профилактику, социализацию и всестороннее развитие личности ребенка.
2. Отметить положительный опыт работы следующих образовательных учреждений:
МБОУ «Чижовская средняя школа», МБОУ «Средняя школа №8» – по организации психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса с целью обеспечения развития, воспитания, образования, социализации и здоровья учащихся;
МБОУ «Средняя школа №10» – по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях массовой школы;
МБДОУ «Детский сад «Ладушки» – по организации психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних детей посредством арт-терапевтического комплекса психологических технологий и методов в условиях дошкольного учреждения;
МБОУ «Средняя школа №4», МБОУ «Открытая сменная школа» – по организации психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних с девиантным поведением, асоциальным поведением, а также в период трудной жизненной ситуации.
3. Рославльскому комитету образования:
Продолжить работу по совершенствованию функционирования службы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса путем правовых, организационных, информационных и других механизмов взаимодействия.
Срок: постоянно
Разработать муниципальный проект, направленный на формирование психологически безопасной образовательной среды в образовательных организациях муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области
Срок: до 01.11.2019 г.
Организовать и провести цикл методических мероприятий, направленный на снижение профессионального выгорания и на профилактику его возникновения
Срок: в течение 2019-2020 учебного года
Продолжить работу по повышению квалификации педагогов-психологов и по привлечению молодых специалистов в муниципальные образовательные учреждения.
Срок: постоянно
Разработать единые требования к оформлению и ведению документации педагога-психолога в образовательном учреждении.
Срок: октябрь 2019 года
Разработать комплекс мер, направленных на повышение активности педагогов-психологов образовательных учреждений муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области в распространении психолого-педагогического опыта на муниципальном и региональном уровне.
Срок: постоянно
4. Руководителям муниципальных бюджетных образовательных
учреждений:
Обеспечить участие педагогов-психологов в методических научно-практических мероприятиях на муниципальном и региональном уровнях.
Срок: постоянно
Актуализировать работу по созданию психологически безопасной образовательной среды в школе.
Срок: до 01.09.2019 года
Включить в план работы образовательных учреждений раздел: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса».
Срок: до 01.09.2019 года
Сформировать банк данных детей и подростков, склонных к правонарушениям и девиантному, асоциальному поведению.
Срок: до 01.09.2019 года
Совершенствовать систему работы по реализации программы психолого-педагогической поддержки детей с девиантным поведением, асоциальным поведением и попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Срок: постоянно
Продолжить реализацию программы психолого-педагогической поддержки детей с ОВЗ.
Срок: постоянно
Совершенствовать систему работы по реализации программы школьной службы примирения (медиации).
Срок: постоянно
Для просмотра в полноэкранном режиме нажмите на картинку