26 декабря 2019 года на базе МБОУ «Средняя школа №1» состоялась коллегия Рославльского комитета образования по проблеме «Организация сотрудничества «Школа – Детский сад».
На коллегии присутствовали руководители дошкольных и общеобразовательных учреждений.
С основным докладом по теме «Организация сотрудничества «Школа – Детский сад» в образовательных учреждениях муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области: результаты, проблемы, перспективы» выступила Власенкова О.В., главный специалист отдела развития образования и муниципального контроля Рославлського комитета образования, которая обозначилаосновные задачи сотрудничества детского сада и школы:
- создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
- улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;
- повышение интереса к школе;
- оказание помощи семье при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.
Также Власенкова О.В. проанализировала организацию сотрудничества школы и детского сада в учреждениях района по трем основным направлениям:
- Сетевое взаимодействие детского сада и школы;
- Роль и качество работы групп по предшкольной подготовке;
- Единое образовательное пространство (школа и дошкольная группа как структурное подразделение общеобразовательного учреждения).
В рамках обсуждения основного доклада были заслушаны следующие выступления: - Преемственность: детский сад – начальная школа (из опыта работы МБОУ «Средняя школа № 6», МБДОУ «Детский сад «Родничок») – Егоренкова М.М. директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза В.А.Стёпина»; - Системный подход в воспитании всесторонне развитой личности ребёнка- дошкольника в условиях взаимодействия детского сада и школы – Чербаева Наталья Александровна, заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад «Росинка»; - Социальное партнерство детского сада, семьи и школы как ресурс формирования готовности ребёнка школьному обучению (из опыта работы муниципальной проблемной площадки «Создание модели работы по социальному развитию дошкольников средствами взаимодействия дошкольного учреждения с социумом») – Антоненкова Людмила Владимировна, старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Остерский детский сад «Солнышко». - Итоги реализации проекта «Преемственность дошкольной группы и начальной школы в современном образовательном пространстве» – Гуменюк Татьяна Анатольевна, директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Чижовская средняя школа».
Коллегией было отмечено, что осуществление преемственности и непрерывности в обучении и воспитании дошкольного и начального образования в рамках ФГОС ДОО и ФГОС НОО является одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, необходимым условием адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.
В учреждениях образования муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области ведется работа по организации сотрудничества «Школа – Детский сад»:
- дошкольные образовательные организации района используют разнообразные формы сотрудничества со школой: подготовка экскурсий в школу для воспитанников ДОУ; посещение воспитанниками ДОУ школьной библиотеки; организация совместных выставок рисунков и поделок учеников ОО и воспитанников детских садов; подготовка совместных праздников, театральных постановок и спортивных соревнований для дошкольников и первоклассников; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и первоклассниками; участие воспитанников ДОО в образовательной деятельности с учениками ОО, игровых программах, проектной деятельности; посещение дошкольниками занятий с педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем и другими специалистами на базе ОО).
- в рамках инновационной деятельности имеется опыт сетевого взаимодействия между МБОУ «Остерская средняя школа» и МБДОУ «Остерский детский сад «Солнышко» по проблеме « Социальное партнерство детского сада, семьи и школы как ресурс формирования готовности ребенка к школьному обучению»;
- в общеобразовательных организациях функционируют группы предшкольной подготовки для детей дошкольного возраста;
Вместе с тем существуют проблемы в данном направлении, не все дошкольные образовательные организации проводят целенаправленную и системную работу по взаимодействию со школой. Организация сотрудничества «Школа-Детский сад» зачастую носит бессистемный, ситуативный характер.
На основании вышеизложенного коллегия решила:
Рославльскому комитету образования:
1.1 Разработать План мероприятий (дорожную карту) по организации взаимодействия муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений и муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области в целях реализации единой траектории развития личности детей, их положительной социализации на основе социального партнерства.
Срок: до 01.04.2020 года
1.2Районному методическому объединению воспитателей (Кусова С.А., Скороходова М.В.) проанализировать опыт лучших практик сотрудничества ДОУ и школы с целью его диссеминации.
Срок: до 01.05.2020 года
1.3Районному методическому объединению педагогов-психологов (Соловьева Е.С.) разработать план мероприятий по взаимодействию педагогов-психологов школы и ДОУ в целях создания психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
Срок: до 01.04.2020 года.
2.Руководителям муниципальных бюджетных образовательных учреждений:
2.1. Организовать совместную работу учителей начальной школы и воспитателей детского сада в целях создания условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности и их успешного обучения в первом классе.
Срок: постоянно
2.2. Активизировать работу по раннему знакомству и сотрудничеству детей с будущим учителем в специально организованной деятельности.
Срок: в течение года
2.3. Продолжить работу по организации предшкольной подготовки для детей дошкольного возраста в рамках функционирования групп предшкольной подготовки на базе муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений.
Срок: постоянно
2.4. Организовать активное сотрудничество между психологами ДОУ и школ с целью снижения недостаточной психологической готовности и как следствие устранение рисков дезадаптации первоклассников.
Срок: постоянно
3. Руководителям муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений:
3.1.Совершенствовать работу воспитателей по развитию у дошкольников интеллектуальных умений, необходимых для успешного обучения в начальной школе: разговорной речи и самостоятельного связного речевого высказывания, фонематического слуха.
Срок: в течение года
3.2. Осуществлять мониторинг успешности ребенка-дошкольника на уровне начального общего образования.
Срок: постоянно
3.3. Предусмотреть в годовых планах работы план сетевого взаимодействия ДОУ со школой с целью реализации единой траектории развития ребенка.
Срок: август 2020 года
Для просмотра в полноэкранном режиме нажмите на картинку