Обеспечение доступности качественного образования и успешная социализация в современном обществе детей–инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений. В текущем 2015/2016 учебном году в муниципальных общеобразовательных учреждениях обучается - 48 детей-инвалидов, из них - 10 детей-инвалидов обучаются на дому. Кроме этого для 6 детей-инвалидов организовано дистанционное обучение на дому специалистами ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов».
Как известно, ограничивает возможности человека не группа инвалидности, а именно среда. Если окружающая среда будет абсолютно доступна для инвалида, он сможет пользоваться важными жизненными благами наравне со всеми. Именно эту цель и преследует Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы».
С 2013 года в муниципальном образовании «Рославльский район» Смоленской области ведется планомерная работа по созданию полноценной среды для детей-инвалидов, условий, при которых такие дети смогут учиться в общеобразовательных школах, имея равные со всеми права и возможности.
В рамках Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг. в МБОУ «Средняя школа № 10» уже создана универсальная безбарьерная среда, которая направлена на решение следующих задач:
1.Обеспечение возможности включения в воспитательный процесс инвалидов, обучающихся на дому.
2.Обеспечение возможности включения их в информационную образовательную среду.
3.Обеспечение сенсомоторной реабилитации и коррекции детей-инвалидов.
В школе смонтированы широкие входные двери, санитарно-гигиенические помещения. Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ на первом этаже открыты кабинет информационных технологий и кабинет психомоторной коррекции, оборудованные компьютерами для слабовидящих, компьютерами со специализированными клавиатурами, такими как: «Клавина», «Клевиа», которые адаптированы для людей с ограниченными способностями, в том числе и с ДЦП, оборудованием для формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положений в пространстве, развивающими играми для развития тактильных ощущений, педальными тренажерами для развития координации, дидактическими играми для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учителя и специалисты, работающие в данных классах, прошли дополнительные курсы повышения квалификации «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях».
Если в течение 2014-2015 учебного года вышеперечисленные кабинеты использовались учителем логопедом для проведения коррекционных занятий, то в текущем учебном году в них обучаются 2 первоклассника: 1 –инвалид-колясочник, 1- инвалид по зрению.
В настоящее время проводится работа по созданию безбарьерной среды в МБОУ «Средняя школа № 7» и МБОУ «Средняя школа № 9»: производится устройство пандусов, ремонт санитарно-гигиенических помещений и классов для адаптивной физической культуры и психомоторной коррекции.