Яндекс.Метрика

 

 


Приложение

Утвержден

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 24 февраля 2009 г. № 57

Порядок проведения единого государственного экзамена

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет правила организации и проведения единого государственного экзамена на территории Российской Федерации и за ее пределами, в том числе участников единого государственного экзамена, их права и обязанности, порядок проверки экзаменационных работ, подачи и рассмотрения апелляций, организации системы общественного наблюдения и контроля, а также выдачи свидетельств о результатах единого государственного экзамена.
2. Единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (пункт 4.1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст.1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст.150; 2007, № 7, ст.838; № 17, ст.1932; № 49, ст.6070).
3. ЕГЭ проводится по следующим общеобразовательным предметам: математика, русский язык, литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

II. Участники ЕГЭ

4. Участниками ЕГЭ являются:
обучающиеся, освоившие основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовой формы и подчинённости (далее – общеобразовательные учреждения), допущенные в установленном порядке к государственной (итоговой) аттестации (далее – выпускники текущего года);
         выпускники образовательных учреждений прошлых лет, имеющие документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, в том числе лица, у которых срок действия ранее полученного свидетельства о результатах ЕГЭ не истек (далее – выпускники прошлых лет).
5. Выпускники специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением и образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также выпускники с ограниченными возможностями здоровья вправе сдать ЕГЭ на добровольной основе.
Условия организации и проведения ЕГЭ для выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, а также выпускников образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы обеспечиваются  органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, по согласованию с учредителями указанных учреждений, с учетом специальных условий содержания таких выпускников, необходимости обеспечения общественной безопасности во время сдачи ЕГЭ и требований настоящего Порядка.
Условия организации и проведения ЕГЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее – индивидуальные особенности) выпускников и требований настоящего Порядка.
6. Обучающиеся, освоившие основные образовательные программы среднего (полного) общего образования в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, сдают ЕГЭ на добровольной основе. Срок сдачи ЕГЭ выбирается такими обучающимися по завершении освоения основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования или по завершении освоения ими основной образовательной программы профессионального образования соответствующего уровня.
Выпускники текущего года и обучающиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования подают указанное заявление в образовательное учреждение, в котором они осваивали основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования.
Выпускники прошлых лет подают указанное заявление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, или в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, в зависимости от организационно-территориальной схемы проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации.
8. Выпускники прошлых лет, выпускники образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, не имевшие возможности участвовать в ЕГЭ в период проведения государственной (итоговой) аттестации, вправе подать заявление на участие в ЕГЭ до 5 июля.
Указанные лица подают заявление в образовательные учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования (далее соответственно - ссузы и вузы), в который они планируют поступать, либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, либо в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, в зависимости от организационно-территориальной схемы проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации.
9. Объявления о местах регистрации на сдачу ЕГЭ в следующем году размещаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, в средствах массовой информации, в которых осуществляется официальное опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на web-сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, не позднее 31 декабря текущего года.
10. Результаты ЕГЭ выпускников текущего года признаются  в установленном порядке общеобразовательными учреждениями, в которых они осваивали основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации, а ссузами и вузами - как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.
Результаты иных участников ЕГЭ признаются только ссузами и вузами как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.

III. Организация проведения единого государственного экзамена

11. ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, при участии общеобразовательных учреждений, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы, образовательных учреждений начального профессионального образования, ссузов и вузов, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и учредителей российских общеобразовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
12. В целях организации и подготовки проведения ЕГЭ на территории Российской Федерации и за ее пределами Рособрнадзор выполняет следующие функции:
организует разработку и экспертизу контрольных измерительных материалов (далее – КИМ);
утверждает форму бланков регистрации и бланков ответов участников ЕГЭ (далее – бланки ЕГЭ);
организует обеспечение государственных экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации экзаменационными материалами;
ежегодно определяет сроки, единое расписание и продолжительность проведения ЕГЭ по каждому общеобразовательному предмету;
осуществляет научно-методическое и информационное обеспечение ЕГЭ;
организует осуществление централизованной проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ;
организует формирование и ведение федеральных баз данных об участниках ЕГЭ и о результатах ЕГЭ;
осуществляет контроль за проведением ЕГЭ, в том числе в форме выездных (инспекционных) и камеральных проверок соблюдения установленного порядка организации и проведения ЕГЭ в субъектах Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;
осуществляет иные полномочия, связанные с организацией и проведением ЕГЭ, в соответствии с настоящим Порядком и иными нормативными правовыми актами.
13. Организационное и информационно-технологическое обеспечение организации и проведения ЕГЭ на федеральном уровне, в том числе обеспечение разработки КИМ, изготовление и доставка в субъекты Российской Федерации экзаменационных материалов и бланков свидетельств о результатах ЕГЭ, формирование и ведение федеральных баз данных об участниках ЕГЭ и о результатах ЕГЭ, осуществление централизованной проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ, включая проверку экзаменационных работ участников ЕГЭ, организованного за пределами территории Российской Федерации, осуществляются уполномоченными Рособрнадзором федеральными государственными учреждениями (далее – уполномоченные ФГУ).
14. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают и проводят ЕГЭ на территории субъекта Российской Федерации, в том числе:
организуют и обеспечивают деятельность комиссий, создаваемых в субъекте Российской Федерации, а также подготовку специалистов, привлекаемых к проведению ЕГЭ;
определяют организационно-территориальную схему проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации, в том числе места регистрации на сдачу ЕГЭ, количество и места расположения пунктов проведения ЕГЭ и распределение между ними участников ЕГЭ, количество и места расположения пунктов первичной обработки информации, перечень труднодоступных и отдаленных местностей субъектов Российской Федерации, места выдачи свидетельств о результатах ЕГЭ;
обеспечивают условия организации и проведения ЕГЭ в соответствии с требованиями настоящего Порядка, в том числе в труднодоступных и отдаленных местностях субъектов Российской Федерации, для выпускников с ограниченными возможностями здоровья, выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением и выпускников образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (по согласованию с учредителями указанных учреждений);
организуют информирование участников ЕГЭ и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения ЕГЭ, в том числе по вопросам подачи и рассмотрения апелляций по результатам ЕГЭ, через образовательные учреждения и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов «горячей линии» и ведения раздела на официальном web-сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования,  (или отдельного web-сайта), посвященного вопросам проведения ЕГЭ на территории субъекта Российской Федерации;
обеспечивают формирование и ведение баз данных субъектов Российской Федерации об участниках ЕГЭ и о результатах ЕГЭ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, инструкций и методических рекомендаций уполномоченных федеральных органов исполнительной власти;
обеспечивают соблюдение режима информационной безопасности при доставке, хранении и использовании экзаменационных материалов;
обеспечивают установленные настоящим Порядком сроки и порядок обработки экзаменационных работ участников ЕГЭ и проверки ответов участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом, а также задания устной части ЕГЭ по отдельным общеобразовательным предметам;
обеспечивают ознакомление участников ЕГЭ с полученными ими результатами ЕГЭ, в том числе определяют сроки и порядок ознакомления участников ЕГЭ с результатами ЕГЭ по каждому общеобразовательному предмету, осуществляют контроль за ознакомлением участников ЕГЭ с результатами ЕГЭ в установленные сроки, обеспечивают информирование участников ЕГЭ о решениях государственной экзаменационной комиссии и конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации по вопросам изменения и (или) аннулирования результатов ЕГЭ;
организуют оформление и выдачу свидетельств о результатах ЕГЭ участникам ЕГЭ в порядке, определяемом Министерством образования и науки Российской Федерации (далее – Минобрнауки России);
осуществляют иные полномочия в рамках обеспечения проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации в соответствии с настоящим Порядком, иными нормативными правовыми актами Минобрнауки России, методическими рекомендациями Рособрнадзора.
15. Для организации и проведения ЕГЭ ежегодно создаются экзаменационные, предметные и конфликтные комиссии.
16. Федеральные экзаменационная, предметные и конфликтная комиссии создаются Рособрнадзором для организации и проведения ЕГЭ за пределами территории Российской Федерации.
Федеральная экзаменационная комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с учредителями российских общеобразовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, привлекаемых к организации и проведению ЕГЭ для выпускников названных общеобразовательных учреждений.
Федеральные предметные комиссии создаются в целях разработки КИМ по каждому общеобразовательному предмету ЕГЭ. В период проведения ЕГЭ ими также осуществляется проверка экзаменационных работ выпускников, сдававших ЕГЭ за пределами территории Российской Федерации, а также консультирование предметных комиссий и конфликтных комиссий субъектов Российской Федерации по вопросам содержания КИМ.
Федеральная конфликтная комиссия создается в целях рассмотрения апелляций и разрешения спорных вопросов, возникающих при оценивании экзаменационных работ и защиты прав участников ЕГЭ, сдающих ЕГЭ за пределами территории Российской Федерации.
Порядок создания, формирования и работы федеральных комиссий определяется  Рособрнадзором.
17. В целях обеспечения контроля за проведением ЕГЭ на территории Российской Федерации Рособрнадзор может поручить федеральным предметным комиссиям проведение перепроверки отдельных экзаменационных работ участников ЕГЭ.
18. Государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации (далее – ГЭК) создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и включает в себя представителей органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, общеобразовательных учреждений, ссузов и вузов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, их объединений, а также иных организаций.
Персональный состав ГЭК утверждается Рособрнадзором по представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
Положение о ГЭК, в том числе порядок и сроки работы ГЭК, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, на основе настоящего Порядка и с учетом методических рекомендаций Рособрнадзора.
19. В рамках организации и проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации ГЭК:
1) организует и координирует работу по подготовке и проведению ЕГЭ, в том числе:
согласует предложения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, по персональному составу руководителей пунктов проведения ЕГЭ (далее – руководителей ППЭ) и организаторов ЕГЭ по каждому общеобразовательному предмету (далее – организаторов);
определяет персональный состав предметных комиссий, территориальных и иных подкомиссий и уполномоченных представителей ГЭК;
согласует количество и места регистрации на сдачу ЕГЭ, места расположения пунктов проведения ЕГЭ, в том числе для выпускников общеобразовательных учреждений, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях, а также пунктов первичной обработки информации;
координирует работу предметных комиссий, территориальных подкомиссий (в случае их создания) на территории субъекта Российской Федерации;
2) осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка проведения ЕГЭ на территории субъекта Российской Федерации, в том числе:
направляет своих уполномоченных представителей в пункты проведения ЕГЭ и региональный центр обработки информации для осуществления контроля за ходом проведения ЕГЭ и за соблюдением режима информационной безопасности при проведении ЕГЭ;
осуществляет взаимодействие с общественными наблюдателями по вопросам соблюдения установленного порядка проведения ЕГЭ;
3) утверждает на своем заседании результаты проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации, а также в установленных настоящим Порядком случаях принимает решения об аннулировании результатов ЕГЭ отдельных участников ЕГЭ;
4) осуществляет иные функции в соответствии с положением о ГЭК.
Решения ГЭК оформляются протоколами.
20. ГЭК создает предметные комиссии (комиссии по общеобразовательным предметам), а также, при необходимости,  территориальные и иные подкомиссии.
Порядок и сроки работы предметных комиссий, территориальных и иных подкомиссий устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, в положении о ГЭК или в положениях об этих комиссиях (подкомиссиях), разработанных на основе настоящего Порядка и с учетом методических рекомендаций Рособрнадзора.
21. Предметные комиссии создаются по каждому общеобразовательному предмету, по которому проводится ЕГЭ, для  проверки ответов участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом, а также на задания устной части ЕГЭ по общеобразовательным предметам, КИМ по которым предусматривает устную часть экзамена.
Персональные составы предметных комиссий определяются решением ГЭК из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку, и утверждаются распорядительным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования. В состав каждой комиссии рекомендуется включать представителей общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений профессионального образования на паритетных началах.
22. В целях рассмотрения апелляций и разрешения спорных вопросов, возникающих при оценивании экзаменационных работ участников ЕГЭ, защиты прав участников ЕГЭ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, создается конфликтная комиссия.
Положение о конфликтной комиссии, разработанное на основе настоящего Порядка и с учетом методических рекомендаций Рособрнадзора, и ее состав утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
В состав конфликтной комиссии включаются представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, общеобразовательных учреждений, ссузов и вузов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также иных организаций.
В состав конфликтной комиссии не могут быть включены члены ГЭК и предметных комиссий.
23. Конфликтная комиссия выполняет следующие функции:
принимает и рассматривает апелляции участников ЕГЭ по вопросам нарушения установленного порядка проведения ЕГЭ, которое могло оказать существенное негативное влияние на результаты ЕГЭ, а также о несогласии с выставленными баллами;
принимает решение по результатам рассмотрения апелляции об удовлетворении или отклонении апелляции участника ЕГЭ;
информирует участника ЕГЭ, подавшего апелляцию, или его родителей (законных представителей), а также ГЭК о принятом решении.
24. Организационное и технологическое обеспечение проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации осуществляется уполномоченной в установленном порядке органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, организацией, на которую возлагаются функции регионального центра обработки информации (далее - РЦОИ).
25. В период организации и проведения ЕГЭ РЦОИ осуществляет:
формирование и ведение баз данных субъекта Российской Федерации об участниках ЕГЭ и о результатах ЕГЭ; обеспечение взаимодействия с федеральными базами данных об участниках ЕГЭ и о результатах ЕГЭ;
обработку экзаменационных работ участников ЕГЭ;
технологическое и информационное взаимодействие с уполномоченными ФГУ;
информационное обеспечение работы ГЭК, предметных комиссий, конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений в части организации ими и проведения ЕГЭ;
иные функции, связанные с организационным и технологическим обеспечением проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации.
Положение о РЦОИ утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
26. В целях содействия организации и проведению ЕГЭ общеобразовательные учреждения, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, образовательные учреждения уголовно-исполнительной системы, образовательные учреждения начального профессионального образования, ссузы и вузы, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования:
направляют своих работников в составы ГЭК, предметных комиссий, конфликтных комиссий, а также в составы руководителей ППЭ и организаторов;
информируют участников ЕГЭ о сроках, месте и порядке проведения ЕГЭ, в том числе о порядке, месте и сроках подачи апелляций (информация вывешивается на информационном стенде и, при наличии, на web-сайте образовательного учреждения (органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования);
осуществляют в соответствии с организационно-территориальной схемой проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации взаимодействие с РЦОИ, ГЭК, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, в том числе предоставляют в РЦОИ сведения об участниках ЕГЭ с указанием общеобразовательных предметов, по которым они планируют сдавать ЕГЭ, а также информируют участников ЕГЭ о результатах ЕГЭ  в установленные сроки.
27. Лица, привлекаемые к работе по подготовке и проведению ЕГЭ, в период выполнения ими функций по проведению ЕГЭ признаются должностными лицами и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей и злоупотребление служебным положением.
За работниками, привлекаемыми по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, к проведению ЕГЭ в рабочее время и освобожденными от основной работы на период проведения ЕГЭ, сохраняются гарантии, установленные трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права актами.
Работникам, привлекаемым к проведению ЕГЭ, может выплачиваться компенсация за работу по подготовке и проведению ЕГЭ. Размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ЕГЭ.
28. В целях усиления контроля за ходом проведения ЕГЭ в субъектах Российской Федерации представителям государственных органов законодательнойвласти, образовательных учреждений, средств массовой информации, родительских комитетов общеобразовательных учреждений, попечительских советов образовательных учреждений, образовательных учреждений профессионального образования, их объединений, общественных объединений и организаций предоставляется право присутствовать при проведении ЕГЭ в качестве общественных наблюдателей.
Общественные наблюдатели по их заявлениям аккредитуются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, или по его решению - органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования. Полномочия общественных наблюдателей подтверждаются удостоверениями, форма и порядок выдачи которых определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
Общественные наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Порядком, а также положением о порядке общественного наблюдения за проведением ЕГЭ в субъекте Российской Федерации, утверждаемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, с учетом методических рекомендаций Рособрнадзора.
29. Общественные наблюдатели, предъявившие документ, удостоверяющий личность, и удостоверение общественного наблюдателя, вправе:
присутствовать в день проведения экзамена в пунктах проведения ЕГЭ, в том числе находиться в аудиториях, в которых проводится экзамен;
направить в ГЭК или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, справку о выявленных им нарушениях при организации и проведении экзамена в пункте проведения ЕГЭ, в котором он присутствовал в качестве общественного наблюдателя.
По решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, общественные наблюдатели могут быть допущены на иные этапы подготовки и проведения ЕГЭ.
30. Общественные наблюдатели не могут быть допущены в пункт проведения ЕГЭ:
если их близкие родственники сдают экзамен в данном пункте проведения ЕГЭ;
если они являются работниками, членами родительских комитетов или членами попечительских советов тех образовательных учреждений, чьи выпускники текущего года сдают ЕГЭ в данном пункте проведения ЕГЭ;
если они являются специалистами по тому же общеобразовательному предмету (или по родственному общеобразовательному предмету), по которому проводится экзамен в пункте проведения ЕГЭ.
31. Во время проведения экзамена общественный наблюдатель не вправе вмешиваться в ход подготовки и проведения ЕГЭ, оказывать содействие или отвлекать участников ЕГЭ при выполнении ими экзаменационной работы. При нарушении вышеуказанных требований общественный наблюдатель удаляется из пункта проведения ЕГЭ уполномоченным представителем ГЭК.

IV. Сроки и продолжительность проведения ЕГЭ

32. ЕГЭ организуется в сроки, определяемые Рособрнадзором.       
Единое расписание проведения ЕГЭ и его продолжительность по каждому общеобразовательному предмету ежегодно утверждаются Рособрнадзором.
В продолжительность экзамена по общеобразовательным предметам не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников ЕГЭ, вскрытие специальных доставочных пакетов с экзаменационными материалами, заполнение регистрационных полей бланков ЕГЭ). Для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья продолжительность экзамена увеличивается на 1,5 часа.
V. Проведение единого государственного экзамена

34. Экзаменационные материалы (контрольные измерительные материалы, бланки ЕГЭ и другие материалы), а также бланки свидетельств о результатах ЕГЭ доставляются в субъекты Российской Федерации в соответствии с утвержденным единым расписанием проведения ЕГЭ в сроки, определяемые Рособрнадзором исходя из утвержденной в субъекте Российской Федерации организационно-территориальной схемы проведения ЕГЭ, но не ранее, чем за три дня до экзамена.
Хранение экзаменационных материалов до дня проведения экзамена обеспечивается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
Лица, ответственные за хранение и выдачу экзаменационных материалов, назначаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
Хранение экзаменационных материалов до начала экзамена в пункте проведения ЕГЭ обеспечивается руководителем ППЭ. Для хранения экзаменационных материалов выделяется помещение, исключающее доступ к нему посторонних лиц и позволяющее обеспечить сохранность экзаменационных материалов.
Вскрытие экзаменационных материалов до начала экзамена запрещено.
35. ЕГЭ проводится в пунктах проведения ЕГЭ, количество и места расположения которых утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, на основе предложений ГЭК.
Количество и места расположения пунктов проведения ЕГЭ определяются исходя из того, что время доставки участников ЕГЭ к пункту проведения ЕГЭ должно составлять не более одного часа.
Пункты проведения ЕГЭ размещаются в образовательных учреждениях или в иных зданиях, отвечающих требованиям, установленным пунктами 36 – 38 настоящего Порядка.
36. Количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых для проведения ЕГЭ (далее – аудитории), должны обеспечивать проведение экзаменов в условиях, соответствующих  требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 г. и введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 44 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 5 декабря 2002 г., регистрационный № 3997. Российская газета, № 234, 11 декабря 2002 г.; № 174, 19 августа 2008 г.; № 20,                6 февраля 2009 г.).    
Аудитории должны быть соответствующим образом изолированы от помещений, не использующихся для проведения экзамена (за исключением туалетных и иных помещений).
На время проведения ЕГЭ в аудиториях должны быть закрыты стенды, плакаты и иные материалы с информационной и справочно-познавательной информацией по соответствующим общеобразовательным предметам.
Аудитории, выделяемые для проведения ЕГЭ по иностранным языкам, должны быть оборудованы средствами воспроизведения и записи аудионосителей.
Количество рабочих мест в аудиториях определяется из необходимости эффективного и комфортного размещения участников ЕГЭ, исходя из того, что для каждого участника ЕГЭ должно быть выделено отдельное рабочее место.
37. Для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья пункт проведения ЕГЭ должен быть оборудован с учетом их индивидуальных особенностей. Материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Количество рабочих мест в каждой аудитории, в которых сдают ЕГЭ участники ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья, не должно превышать 10.
При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие участникам ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие участникам ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, общаться с экзаменатором.
Участники ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи экзамена пользоваться необходимыми им техническими средствами.
Для глухих и слабослышащих участников ЕГЭ аудитории для проведения экзамена должны быть оборудованы звукоусиливающей аппаратурой, как коллективного, так и индивидуального пользования.
Для слепых участников ЕГЭ в пунктах проведения ЕГЭ должно быть предусмотрено достаточное количество специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля в специально предусмотренной тетради.
Для слабовидящих участников ЕГЭ в пунктах проведения ЕГЭ должна быть предусмотрена возможность увеличения (копирование в увеличенном размере) бланков ЕГЭ, в аудиториях для проведения экзаменов должно быть предусмотрено наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 лк.
Во время проведения экзамена для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья в аудиториях может быть организовано питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.
38. В пункте проведения ЕГЭ должно быть выделено помещение для руководителя ППЭ, оборудованное телефонной связью, персональным компьютером с необходимым программным обеспечением для проведения автоматизированного распределения участников ЕГЭ и организаторов по аудиториям для проведения экзамена (если такое распределение производится в пункте проведения ЕГЭ).
В пункте проведения ЕГЭ выделяются помещения для лиц, сопровождающих участников ЕГЭ, представителей средств массовой информации, общественных наблюдателей и других лиц, имеющих право присутствовать в пункте проведения ЕГЭ в день экзамена. Указанные помещения должны быть соответствующим образом изолированы от аудиторий для проведения экзамена.
39. В день проведения экзамена в пункте проведения ЕГЭ должны присутствовать: руководитель ППЭ и организаторы, экзаменаторы (по общеобразовательным предметам, КИМ по которым предусматривает устную часть), уполномоченный представитель ГЭК, руководитель организации, на базе которой организован пункт проведения ЕГЭ, или уполномоченное им лицо, сотрудники органов охраны правопорядка, медицинские работники, а также ассистенты, оказывающие необходимую техническую помощь участникам ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей, в том числе непосредственно при проведении экзамена.
Руководители ППЭ и организаторы назначаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, по согласованию с ГЭК. Организаторами в пункте проведения ЕГЭ могут быть  представители общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений профессионального образования, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. При проведении ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету в состав организаторов не должны входить специалисты по данному или родственному общеобразовательному предмету.
В день проведения экзамена в пункте проведения ЕГЭ также могут присутствовать: представители средств массовой информации, общественные наблюдатели, а также должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, Рособрнадзора, осуществляющие выездную (инспекционную) проверку соблюдения установленного порядка проведения ЕГЭ. Представители средств массовой информации могут присутствовать в аудиториях для проведения экзамена только до момента начала заполнения участниками ЕГЭ бланков ЕГЭ.
Допуск указанных лиц в пункт проведения ЕГЭ осуществляется только при наличии у них документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих их полномочия.
Допуск участников ЕГЭ в пункты проведения ЕГЭ осуществляется при наличии у них документов, удостоверяющих личность, и пропусков на сдачу ЕГЭ, выданных по месту регистрации на сдачу ЕГЭ.
Присутствие в день экзамена в пункте проведения ЕГЭ посторонних лиц не допускается.
40. Экзаменационные материалы доставляются в пункты проведения ЕГЭ уполномоченными представителями ГЭК в день проведения экзамена по соответствующему общеобразовательному предмету.
Решение о необходимости более ранней доставки экзаменационных материалов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, согласует с уполномоченным ФГУ не позднее 1 марта текущего года. 
41. До начала экзамена руководитель пункта проведения ЕГЭ организует автоматизированное распределение участников ЕГЭ и организаторов по аудиториям.
По решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, автоматизированное распределение участников ЕГЭ и организаторов по аудиториям может осуществлять РЦОИ. В таком случае списки распределения участников ЕГЭ и организаторов по аудиториям передаются в пункт проведения ЕГЭ вместе с экзаменационными материалами.
Списки распределения участников ЕГЭ по аудиториям передаются организаторам, а также вывешиваются на информационном стенде при входе в пункт проведения ЕГЭ и у каждой аудитории, в которой будет проходить экзамен. Организаторы оказывают содействие участникам ЕГЭ в размещении в аудиториях, в которых будет проходить экзамен.
Организаторы распределяются по аудиториям исходя из того, что на 15 участников ЕГЭ, находящихся в аудитории, должно приходиться два организатора, а при увеличении числа участников ЕГЭ в аудитории на каждые 15 человек количество организаторов должно быть увеличено на одного.
Во время проведения экзамена часть организаторов находится на этажах пункта проведения ЕГЭ и помогает участникам ЕГЭ ориентироваться в помещениях пункта проведения ЕГЭ, а также осуществляет контроль за перемещением лиц, не задействованных в проведении экзамена, по пункту проведения ЕГЭ.
42. До начала экзамена организаторы проводят инструктаж участников ЕГЭ, в том числе информируют участников ЕГЭ о порядке проведения экзамена, правилах заполнения бланков участников ЕГЭ, продолжительности экзамена, порядке подачи апелляций о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету и о несогласии с выставленными баллами, о случаях удаления с экзамена и аннулирования результатов ЕГЭ, а также о времени и месте ознакомления с результатами ЕГЭ.
По завершении заполнения регистрационных полей бланков ЕГЭ всеми участниками ЕГЭ организаторы объявляют начало экзамена и время его окончания, после чего участники ЕГЭ могут приступить к выполнению экзаменационной работы.
Во время проведения экзамена организаторы, ассистенты и общественные наблюдатели, находящиеся в аудиториях, не могут пользоваться мобильными телефонами, средствами связи, электронно-вычислительными устройствами и техническими средствами.
Во время экзамена участники ЕГЭ должны соблюдать установленный порядок проведения ЕГЭ и следовать указаниям организаторов.
Во время экзамена участники ЕГЭ не вправе общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории и пункту проведения ЕГЭ, пользоваться мобильными телефонами, средствами связи, электронно-вычислительными устройствами и техническими средствами и справочными материалами (за исключением дополнительных устройств и материалов, пользование которыми разрешено на ЕГЭ по отдельным общеобразовательным предметам, перечень которых утверждается Рособрнадзором по каждому общеобразовательному предмету).
При нарушении порядка проведения ЕГЭ и отказе от его соблюдения организаторы вправе удалить участников ЕГЭ с экзамена. В этом случае организаторы совместно с уполномоченным представителем ГЭК составляют акт об удалении участника ЕГЭ с экзамена.
После проведения экзамена акт об удалении участника ЕГЭ с экзамена передается в ГЭК для проведения служебного расследования по факту удаления участника ЕГЭ с экзамена и принятия решения о возможности допуска участника ЕГЭ к повторной сдаче ЕГЭ.
ГЭК принимает решение о допуске удаленного участника ЕГЭ и участника ЕГЭ, не закончившего экзамен по объективным причинам, к повторной сдаче ЕГЭ по данному общеобразовательному предмету в другой день, предусмотренный единым расписанием проведения ЕГЭ, в порядке, установленном настоящим Порядком.
44. При проведении ЕГЭ по иностранным языкам в письменную часть экзамена включается раздел «Аудирование», все задания по которому записаны на аудионоситель.
Организаторы настраивают средство воспроизведения аудиозаписи так, чтобы было слышно всем участникам ЕГЭ. Аудиозапись прослушивается участниками ЕГЭ дважды, после чего участники ЕГЭ могут приступить к выполнению экзаменационной работы.
46. К проведению ЕГЭ по общеобразовательным предметам, КИМ по которым предусматривает устную часть экзамена, привлекаются члены предметной комиссии по соответствующему общеобразовательному предмету в качестве экзаменаторов-собеседников для проведения устной части экзамена после завершения письменной части экзамена, а также – при необходимости – экзаменаторов-экспертов, осуществляющих оценивание ответов участников ЕГЭ в ходе собеседования. При этом экзаменатор-эксперт не вправе вмешиваться в ход собеседования.
Участники ЕГЭ сдают устную часть экзамена в последовательности, определенной организаторами. Ответы участника ЕГЭ записываются на аудионоситель.
47. После окончания экзамена все экзаменационные материалы (включая экзаменационные материалы участников ЕГЭ, удаленных с экзамена или не завершивших экзамен по объективным причинам) запечатываются в присутствии участников ЕГЭ организаторами в аудиториях пункта проведения ЕГЭ и доставляются уполномоченными представителями ГЭК в РЦОИ.

VI. Проверка экзаменационных работ участников ЕГЭ

48. Проверка экзаменационных работ участников ЕГЭ включает в себя:
обработку бланков ЕГЭ;
проверку ответов участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом и задания устной части ЕГЭ по общеобразовательным предметам, КИМ по которым предусматривает устную часть экзамена;
централизованную проверку экзаменационных работ участников ЕГЭ.
49. Обработка бланков ЕГЭ осуществляется РЦОИ с использованием специальных аппаратно-программных средств.
В целях оптимизации сроков обработки бланков ЕГЭ в субъектах Российской Федерации могут создаваться пункты первичной обработки информации (далее - ППОИ), которые осуществляют обработку бланков ЕГЭ, на которых оформлены регистрационные данные участников ЕГЭ (далее – бланки регистрации).
50. РЦОИ осуществляет обработку бланков ЕГЭ по всем общеобразовательным предметам. При этом обработку бланков ЕГЭ по русскому языку и математике РЦОИ должен завершить не позднее, чем через 6 (шесть) дней после проведения соответствующего экзамена (включая проверку ответов на задания части С предметными комиссиями), а по остальным общеобразовательным предметам – не позднее, чем через 4 (четыре) дня после проведения соответствующего экзамена.
51. Обработка экзаменационных работ участников ЕГЭ включает в себя:
сканирование бланков ЕГЭ;
распознавание информации, внесенной в бланки ЕГЭ;
верификацию распознанной информации с бланков ЕГЭ, то есть,  сверку распознанной информации с оригинальной информацией, внесенной в бланки ЕГЭ;
обеспечение предметных комиссий копиями бланков с ответами участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом, с удаленными регистрационными полями участников ЕГЭ, аудионосителями с записями ответов участников ЕГЭ на задания устной части ЕГЭ по общеобразовательным предметам, КИМ по которым предусматривает устную часть экзамена, а также бланками протоколов проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ;
сканирование, распознавание и верификацию информации с протоколов проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ.
52. Проверку ответов на задания экзаменационных работ с развернутым ответом и ответов на задания устной части ЕГЭ по общеобразовательным предметам, КИМ по которым предусматривает устную часть экзамена, осуществляют предметные комиссии.
53. В рамках осуществления проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ предметные комиссии:
принимают к рассмотрению копии бланков, на которых оформлены ответы участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом, с удаленными регистрационными полями участников ЕГЭ, аудионосители с записями ответов участников ЕГЭ на задания устной части ЕГЭ по общеобразовательным предметам, КИМ по которым предусматривает устную часть экзамена;
осуществляют проверку ответов участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом и задания устной части ЕГЭ по общеобразовательным предметам, КИМ по которым предусматривает устную часть экзамена, и оценивание в соответствии с критериями оценивания, разработанными федеральными предметными комиссиями по соответствующим предметам.
54. Ответы участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом проверяются двумя членами предметной комиссии (далее – экспертами).
Ответы участников ЕГЭ на задания устной части ЕГЭ по общеобразовательным предметам, КИМ по которым предусматривает устную часть экзамена, оцениваются по аудиозаписи ответа участника ЕГЭ. Первое оценивание ответов участников ЕГЭ может быть организовано непосредственно во время проведения устной части ЕГЭ.
55. По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом (или за каждую часть задания, если ответ на задание оценивается отдельно по каждой части) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, разработанным федеральными предметными комиссиями. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки предметными комиссиями развернутых ответов участников ЕГЭ, которые после заполнения передаются в РЦОИ для дальнейшей обработки.
56. Баллы за ответы участника ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом определяются, исходя из следующих положений:
если баллы двух экспертов совпали, то полученный балл является окончательным;
если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательный балл определяется как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в большую сторону;
если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается проверка ответа участника ЕГЭ, по которому установлено существенное расхождение в баллах, третьим экспертом.
57. Существенное расхождение по каждому общеобразовательному предмету определяется федеральными предметными комиссиями на основе структуры и содержания КИМ текущего года.
58. Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии из числа членов предметной комиссии, ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
59. Третий эксперт проверяет и выставляет баллы только за те ответы на задания (части задания), в которых было обнаружено существенное расхождение в баллах двух экспертов. Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу участника ЕГЭ. Баллы третьего эксперта являются окончательными.
60. Распределение работ между членами предметных комиссий, определение окончательных баллов за ответы участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом и задания устной части ЕГЭ по общеобразовательным предметам, КИМ по которым предусматривает устную часть экзамена, а также определение необходимости проверки третьим экспертом осуществляется автоматизированно, с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ.
61. Непосредственно по завершении обработки и проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ РЦОИ направляет в уполномоченное ФГУ результаты обработки бланков ЕГЭ, а также результаты проверки ответов участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом и ответов на устную часть экзамена.
Формат передачи результатов обработки бланков ЕГЭ, а также результатов проверки ответов участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом и ответов на устную часть экзамена определяется уполномоченным ФГУ.
62. После получения результатов обработки бланков ЕГЭ, а также результаты проверки ответов участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом и ответов на устную часть экзамена из всех субъектов Российской Федерации уполномоченное ФГУ проводит централизованную проверку экзаменационных работ участников ЕГЭ.
63. Централизованная проверка включает в себя:
сверку ответов участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с выбором ответа и с кратким ответом с правильными ответами на данные задания, предоставленные федеральными предметными комиссиями по соответствующим общеобразовательным предметам;
организацию дополнительной проверки федеральными предметными комиссиями альтернативных правильных ответов, которые дали участники ЕГЭ на задания с кратким ответом;
определение первичных баллов ЕГЭ (сумма баллов за правильно выполненные задания экзаменационной работы) по каждому участнику ЕГЭ исходя из результатов сверки ответов участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с выбором ответа и с кратким ответом с правильными ответами и результатов проверки ответов участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом;
перевод первичных баллов ЕГЭ в стобалльную систему оценивания.
64. По завершении проведения централизованной проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ уполномоченное ФГУ передает  результаты ЕГЭ в РЦОИ.

VII. Утверждение и аннулирование результатов ЕГЭ

65. ГЭК на своем заседании рассматривает результаты ЕГЭ и принимает по ним следующие решения:
об утверждении результатов ЕГЭ;
об аннулировании результатов ЕГЭ при подтверждении факта нарушения установленного порядка проведения ЕГЭ.
66. В случае проведения служебного расследования ГЭК, связанного с установлением фактов нарушения установленного порядка проведения ЕГЭ, или рассмотрения конфликтной комиссией апелляции о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ, ГЭК вправе отложить принятие решения по результатам отдельных участников ЕГЭ до завершения служебного расследования или принятия решения по апелляции, но не более, чем на пять рабочих дней.
ГЭК обязана своевременно проинформировать участников ЕГЭ и их родителей (законных представителей) об отложении принятия решения по результатам ЕГЭ.
67. Решение об аннулировании результатов ЕГЭ может быть принято:
в случае установления уполномоченным представителем ГЭК, общественным наблюдателем или уполномоченными должностными лицами Рособрнадзора и/или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, при проведении выездной (инспекционной) или камеральной проверки по вопросам организации и проведения ЕГЭ, а равно органами прокуратуры и иными правоохранительными органами фактов нарушений установленного порядка проведения ЕГЭ в пункте проведения ЕГЭ, которые могли оказать существенное негативное влияние на результаты ЕГЭ;
в случае, если служебным расследованием ГЭК подтвержден факт нарушения установленного порядка проведения ЕГЭ;
в случае, если конфликтной комиссией была удовлетворена апелляция о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ.
При осуществлении служебного расследования и принятии решения об аннулировании результатов ЕГЭ ГЭК может использовать экспертные заключения, подготовленные федеральными предметными комиссиями, статистические данные, предоставляемые Рособрнадзором, а также информацию, полученную при организации видеонаблюдения в пунктах проведения ЕГЭ.
68. ГЭК принимает решение о допуске к ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету в другой день, предусмотренный единым расписанием проведения ЕГЭ, участника ЕГЭ, апелляция которого о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ была удовлетворена конфликтной комиссией, и участника ЕГЭ, результаты которого были аннулированы по результатам служебного расследования ГЭК.
69. Копии протоколов ГЭК об утверждении результатов ЕГЭ и об аннулировании результатов ЕГЭ в установленные сроки направляются в образовательные учреждения, в которых участники ЕГЭ осваивали основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования или сдавали ЕГЭ по общеобразовательным предметам, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, для информирования участников ЕГЭ о полученных ими результатах ЕГЭ.
Протоколы ГЭК об утверждении результатов ЕГЭ направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, для организации оформления и выдачи свидетельств о результатах ЕГЭ.
70. Рособрнадзор может отменить решение ГЭК об утверждении и/или аннулировании результатов ЕГЭ в случае, если по результатам выездной (инспекционной) или камеральной проверки соблюдения установленного порядка организации и проведения ЕГЭ были выявлены нарушения, оказавшие существенное влияние на результаты участников ЕГЭ.

VIII. Прием и рассмотрение апелляций

71. В целях обеспечения права на объективное оценивание участникам ЕГЭ предоставляется право подать в письменной форме апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету и (или) о несогласии с выставленными баллами в конфликтную комиссию.
72. Конфликтная комиссия не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры КИМ по общеобразовательным предметам, а также по вопросам, связанным с нарушением участником ЕГЭ установленных требований к выполнению экзаменационной работы.
73.     Порядок, сроки и место приема апелляций доводятся до сведения участников ЕГЭ, их родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений не позднее, чем за 2 недели до начала проведения  ЕГЭ.        
74. При рассмотрении апелляции проверка изложенных в ней фактов не может проводиться лицами, принимавшими участие в организации и (или) проведении соответствующего экзамена, либо ранее проверявшими экзаменационную работу участника ЕГЭ, подавшего апелляцию.
75. В целях выполнения своих функций конфликтная комиссия вправе запрашивать и получать у уполномоченных лиц и организаций необходимые документы и сведения, в том числе бланки ЕГЭ, сведения о лицах, присутствовавших на ЕГЭ, о соблюдении процедуры проведения ЕГЭ и т.п.
76. При рассмотрении апелляции может присутствовать участник ЕГЭ и (или) его родители (законные представители).
Рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке.
77. Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету участник ЕГЭ подаёт в день проведения экзамена по соответствующему общеобразовательному предмету уполномоченному представителю ГЭК, не покидая пункта проведения ЕГЭ.
78.    В целях проверки изложенных в апелляции сведений о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ уполномоченным представителем ГЭК создается комиссия и организуется проведение служебного расследования.
В состав указанной комиссии могут включаться руководитель ППЭ,  организаторы, общественные наблюдатели, медицинские работники и представители органов охраны правопорядка.
Результаты проверки оформляются в форме заключения комиссии. Апелляция и заключение комиссии о результатах служебного расследования в тот же день передаются уполномоченным представителем ГЭК в конфликтную комиссию.
79.    При рассмотрении апелляции о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ конфликтная комиссия рассматривает апелляцию и заключение о результатах служебного расследования, устанавливает соответствие изложенных в апелляции фактов действительной ситуации в пункте проведения ЕГЭ во время экзамена и выносит одно из решений:
об отклонении апелляции;
об удовлетворении апелляции.
При удовлетворении апелляции результат ЕГЭ, по процедуре которого участником ЕГЭ была подана апелляция, аннулируется и участнику ЕГЭ предоставляется возможность сдать ЕГЭ по данному общеобразовательному предмету в иной день, предусмотренный единым расписанием проведения ЕГЭ в текущем году.
80.     Апелляция о несогласии с выставленными баллами может быть подана в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету, установленного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
Выпускники текущего года могут подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами в образовательное учреждение, в котором они осваивали основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, иные участники ЕГЭ – в пункты проведения ЕГЭ.
Участники ЕГЭ должны быть заблаговременно проинформированы о времени и месте рассмотрения апелляций.
81. Руководитель ППЭ или образовательного учреждения, принявший апелляцию, должен незамедлительно передать ее текст в конфликтную комиссию по телефону (телефонограммой), факсу или электронной почтой, а затем организовать доставку оригинала в конфликтную комиссию.
82. Участнику ЕГЭ, подавшему апелляцию, должна быть предоставлена возможность убедиться в том, что его экзаменационная работа проверена и оценена в соответствии установленными требованиями.
При рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия запрашивает в РЦОИ апелляционный комплект документов, который содержит: распечатанные изображения экзаменационной работы участника ЕГЭ, подавшего апелляцию, аудионосители, на которые были записаны ответы на задания устной части ЕГЭ по общеобразовательным предметам, КИМ по которым предусматривает устную часть экзамена, а также заключение о правильности распознавания экзаменационной работы при обработке результатов ЕГЭ, которые представляются участнику ЕГЭ.
Участник ЕГЭ должен подтвердить, что ему предъявлены изображения выполненной им экзаменационной работы и аудиозаписи его ответов на задания устной части ЕГЭ по общеобразовательным предметам, КИМ по которым предусматривает устную часть экзамена, удостовериться в правильности заключения РЦОИ о распознавании его экзаменационной работы.
83. При возникновении спорных вопросов по оцениванию заданий с развернутым ответом конфликтная комиссия устанавливает соответствие ответов участника ЕГЭ критериям оценивания, согласно которым производилась проверка ответов на эти задания. В этом случае к рассмотрению апелляции могут привлекаться члены предметной комиссии по соответствующему общеобразовательному предмету.
При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по общеобразовательному предмету конфликтная комиссия вправе обратиться в федеральную предметную комиссию по соответствующему общеобразовательному предмету с запросом о дополнительных разъяснениях по содержанию заданий экзаменационной работы участника ЕГЭ и критериям их оценивания.
84. По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами (отметкой) конфликтная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении или уменьшении выставленных баллов, либо об удовлетворении апелляции и выставлении других баллов.
В случае выявления ошибок в обработке и/или проверке экзаменационной работы участника ЕГЭ конфликтная комиссия передает соответствующую информацию в РЦОИ для передачи в уполномоченный ФГУ с целью пересчета результатов ЕГЭ.

IX. Свидетельство о результатах ЕГЭ

85.    Участнику ЕГЭ выдается свидетельство о результатах ЕГЭ, в котором указываются его фамилия, имя, отчество (при наличии), результаты сдачи им ЕГЭ по каждому общеобразовательному предмету в текущем году.
Форма и порядок выдачи свидетельства о результатах ЕГЭ утверждаются Минобрнауки России.
86. Оформление свидетельств о результатах ЕГЭ осуществляется на основании решений ГЭК об утверждении результатов ЕГЭ по общеобразовательным предметам.
Организация оформления бланков свидетельств обеспечивается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
87. Участникам ЕГЭ - выпускникам текущего года свидетельства о результатах ЕГЭ выдаются образовательными учреждениями, в которых они осваивали основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования.
Иным участникам ЕГЭ свидетельства о результатах ЕГЭ выдаются в зависимости от организационно-территориальной схемы проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.
Свидетельства о результатах ЕГЭ подписываются руководителем образовательного учреждения (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования), выдавшего свидетельство о результатах ЕГЭ, и заверяются печатью. Не допускается заверение свидетельств о результатах ЕГЭ факсимильной подписью.
89. Срок действия свидетельства о результатах ЕГЭ истекает                31 декабря года, следующего за годом его получения.
Участникам ЕГЭ предыдущих лет, в том числе лицам, у которых срок действия свидетельства о результатах ЕГЭ не истек, предоставляется право сдавать ЕГЭ в последующие годы в период его проведения.
Лицам, проходившим военную службу по призыву и уволенным с военной службы, предоставляется право использовать результаты ЕГЭ, сданного ими в течение года до призыва на военную службу, в течение года после увольнения с военной службы при поступлении в ссузы и вузы.
90. Участники ЕГЭ, поступающие в ссузы и вузы, имеющие два и более свидетельства о результатах ЕГЭ, срок действия которых не истек, самостоятельно выбирают результаты ЕГЭ по каждому общеобразовательному предмету для подачи документов в приемную комиссию ссуза (вуза).

 

 

 

 

КАЛЕНДАРЬ

 

Предложения и отзывы
 
Вверх