Яндекс.Метрика

 


« Адаптационный период пятиклассников» -
родительское собрание в пятом классе.

Цель собрания: оказать помощь родителям во избежание трудностей
обучения и адаптации детей в среднем звене школы.

План:
1. Психолого-педагогический анализ учебного коллектива в новых условиях.
2. Беседа о психологических особенностях возраста.
3.Выработка рекомендаций для учеников 5-го класса.

Подготовка к родительскому собранию:
1. Анкетирование учащихся психологической службой школы.
2. Анализ анкет и подготовка рекомендаций психологической службой
школы.
3. Подготовка памятки для родителей.

Анкета для родителей:


1. Охотно ли ребенок идет в школу?
Неохотно; без особой охоты; охотно; с радостью; ответить затрудняюсь.
2. Вполне ли приспособился ребенок к школьному режиму?
Пока нет; не совсем, но в основном да; ответить затрудняюсь.
3. Переживает ли ребенок свои успехи и неудачи?
Нет; скорее нет, чем да; ответить затрудняюсь.
4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями?
Пока нет, делится иногда; всегда.
5. Каков преобладающий характер впечатлений у ребенка?
Отрицательные эмоции; разные, но отрицательных больше; положи
тельных и отрицательных поровну; в основном, положительные.
6. Сколько времени тратит ребенок на выполнение домашних заданий?
(укажите конкретно).
7. Нуждается ли ребенок в помощи при выполнении домашних заданий?
Нужна всегда; помогаем довольно часто; помогаем иногда; не нуждается.
8. Как преодолевает трудности в работе?
Пасует; обращается за помощью; старается преодолеть их сам, на-
стойчив в преодолении трудностей; ответить затрудняюсь.
9. Способен ли сам проверить свою работу и найти ошибку?
Сам этого делать не может; иногда может, если его побуждать к
этому; как правило, может.
10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу?
Довольно часто; бывает, но редко; такого практически не бывает, ответить затрудняюсь.
11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?
Нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; безусловно, да.
Ход собрания


I. Беседа о психологии подростков. Нет, пожалуй, в мире ничего более удивительного, чем развитие психики подрастающего человека. Быстро пролетают годы детства, но за это короткое время происходит много изменений в психике. Из самого беспомощного на свете существа, неспособного самостоятельно удовлетворить самые элементарные свои потребности, ребенок превращается в сознательную личность, которая постигает законы развития природы и общества, становится активной преобразующей силой окружающей действительности. Жизненный путь личности можно сравнить с полетом космического корабля по орбите. Естественная и неизбежная стартовая площадка корабля - это семья, от точности и правильности запуска зависит успех всего полета. Но есть и одно кардинальное отличие: космический корабль запускают специалисты, родители же часто такой квалификации не имеют; они думают, что для правильного воспитания необходим лишь здравый смысл, интуиция да опыт, который сами взрослые приобрели, когда были детьми. Воспитание – это управление процессом психического развития. Для реализации этого управления существует наука - детская психология.
На развитие психологии ребенка влияют три основных фактора: на-
следственность, среда, воспитание. «И все-таки против природы не пойдешь.
Каким уродился, таким и будет... Яблочко от яблоньки недалеко катится». «Сказки это. От учителей все зависит». - «А я думаю, от компании: с кем поведешься, оттого и наберешься!» Наверное, каждому приходилось слышать подобные суждения. В самом деле, почему все-таки люди, которые рождаются, на первый взгляд, одинаковыми, с течением времени становятся такими разными?
Начнем с влияния наследственности. Мы знаем, что человек - существо одновременно и биологическое, и социальное. Но как взаимодействуют в одной личности два этих начала? Прежде всего, следует отметить, что психология отвергает ту наследственность, согласно которой все в человеке: его моральный облик и способности - определены генами. Будет ли человек добрым, будет ли злым, смелым или трусом, трудолюбивым или лентяем - все, по этой теории, заранее программируется наследственными задатками. Она нередко представляет собой ширму для тех, кто не хочет или не умеет воспитывать других и самого себя: все недостатки списываются ссылкой на «дурную наследственность», против которой человек бессилен. Роль наследственности важна лишь в том, что мы по наследству от предков получаем человеческий организм, нервную систему, мозг и органы чувств. Чтобы стать Человеком, одной биологической наследственности мало. Нужна наследственность социальная - необходимо жить среди людей. Дети должны общаться со взрослыми и с другими людьми. Особую, ни с чем не сравнимую роль в развитии ребенка играют родители и семья.

Ведущим фактором в развитии личности является воспитание, т.е.
целенаправленное управление деятельностью и общением ребенка взрослыми людьми. Именно взрослые связывают ребенка с окружающей средой, устанавливают его отношения с миром человеческой культуры. Иногда они удивляются, почему в одной и той же, на первый взгляд, среде, например, в одной семье, формируются люди с разным нравственно-психологическим обликом, развиваются разные личности? Следует уточнить само понятие «среда» для развития личности. Что же является «строительным материалом» личности: все, что окружает ребенка, или только определенные элементы окружающего? Оказывается, что в одной и той же обстановке, в одной семье из одноклеточных близнецов вырастают люди, похожие друг на друга внешне, но различные по психологическим качествам. Дело в том, что в пределах одной и той же внешней среды, например, семьи, каждый ребенок создает себе обстановку, личностную микро-среду, сложную сетку отношений с другими детьми, братьями и сестрами, а также со взрослыми членами семьи. При этом даже небольшая, на первый взгляд, разница в отношениях родителей к тому или иному ребенку может привести к заметным различиям в развитии его личности. Все вышесказанное относится и к обычным братьям и сестрам, которые не являются близнецами.
Взаимоотношения с родителями, как показали исследования, во многом определяют качества личности подрастающего ребенка. Особенно чувствительны к различным ситуациям в этом плане подростки, которые всегда очень остро переживают конфликты и расстройства взаимоотношений с родителями. Учитывая главную роль воспитания в формировании личности и характера человека, сам подрастающий человек не остается пассивен. Напротив, важной задачей остается выработка у ребенка стремления к самовоспитанию, самосовершенствованию. Однако следует учитывать и тот факт, что для каждого возраста характерен свой уровень психологического развития. В пятом классе обучаются дети 10 - 11-летнего возраста. Для этого возраста характерны проявления своенравия, упрямства, словоохотливости. Дети этого возраста любят спорить по каждому поводу, перебивая своих оппонентов, предпочитая говорить самому. Ребенок раздражительно реагирует на замечания родителей, груб и неугомонно суетлив. Дети этого возраста приходят в уныние без видимых на то причин, часто они даже сами не способны определить причину своего плохого настроения. Характерны вспышки гнева по отношению к своим младшим братьям или сестрам. Дети часто испытывают разочарование и обиду, могут легко заплакать (мальчики плачут так же часто, как и девочки). Подвержены большим колебаниям настроения: вспышки по ничтожному поводу сменяются приливами неудержимого веселья. Ребенку невдомек, что он может кого-то утомлять, что родителям приходится с ним нелегко. Он не осознает собственной резкости и грубости, считает - вполне искренно - самого себя «потерпевшим».

Эмоциональная неуравновешенность есть проявление психической
перестройки. Детский взгляд на жизнь ребята пытаются заменить взрослым (понимая это по-своему). Они начинают проходить подлинную «школу взаимоотношений с людьми». После занятий ребенок любит проводить время с приятелями, слоняться, рассказывать забавные истории, хохотать, дразнить других.
Для девочек этого возраста характерно объединяться в компании или группы - одних принимают, других исключают, ссорятся, мирятся и даже немного интригуют. Девочки и мальчики плохо ладят между собой. У них уже возникает взаимное влечение, но выражают они его по-своему: насмешками, дерганьем за косички, придумыванием кличек друг другу. Дома ребенок уклоняется от всякой работы, а если его принуждают, исполняет ее наспех, некачественно. Для одиннадцатилетних характерна неаккуратность и расхлябанность в одежде и в отношении к учебе. Однако именно в этом возрасте дети ищут контакта со взрослыми. Главное - вовремя это заметить, и тогда отношения ребенка и родителей будут доброжелательными.
Подводя некоторые итоги, еще раз следует обратить внимание на потребность одиннадцатилетних утвердить свое «Я». Склонность к конфликтам, ссорам, противоборству - способ самоутвердиться. Неуверенность в своих силах делает детей склонными к самообороне. Относительно гладкими остаются отношения со сверстниками. В играх с ними ребенок весел, беспечен, не напряжен. Родителям следует обратить внимание на особенности этого периода воспитания.

II. Выступление психолога школы с анализом анкет учащихся.
Памятка для родителей:
1. Спокойствие совершенное, хотя бы внешнее, при любом поведении
вашего ребенка.
2. Прежде чем действовать, обдумайте свои действия.
3. Не требуйте от ребенка осознать то, что он еще не может осознать.
4. Запомните: ваши неверные действия отражаются на психологическом
развитии вашего ребенка.

 

КАЛЕНДАРЬ

Предложения и отзывы
 
Вверх