Яндекс.Метрика

 


Формирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта


     Работа с ППО — одно из основных направлений деятельности школьной методической службы, обеспечивающее создание гибкой, целенаправленной, эффективной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров и направленное на интенсивное развитие и высокое качество образования.
          Цель этой деятельности заключается в повышении качества образования.
предполагаемый результат — совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогических работников, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс.
         Работа с ППО ведется на различных уровнях:
• на уровне учителя. Она связана с самообразованием, самоанализом, самооценкой учителем своего опыта работы. Деятельность по самообразованию предполагает постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области педагогики, методики преподавания; изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм уроков; ознакомление с новыми  программами и концепциями обучения, их оценка  и др. Таким образом, самообразование направлено на углубление профессионально- методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки учителей;
• на уровне руководителя ШМО;
• на уровне руководителя кафедры;
• на уровне творческой группы.
     Самоанализ и самооценка деятельности свидетельствуют об уровне сформированности у педагога основных педагогических, методических умений и нравственно- эстетических качеств, способствующих развитию его творчества и профессионального мастерства. данная работа прослеживается в выступлениях учителя на заседаниях ШМО, МС, педагогического совета и конференциях, при подготовке творческих отчетов и, что самое главное, при составлении описания собственного опыта:
• на уровне администрации школы. Изучение и оценка педагогической деятельности учителя способствуют поддержке и дальнейшему развитию его творчества, распространению его профессионального опыта среди членов педагогического коллектива, повышению качества образования. Результаты этой работы отражаются в целостном описании опыта учителя, в основе которого, в первую очередь, лежит описание технологии данного опыта (Методические рекомендации «Целостное описание передового опыта»), а также в составлении информационно-педагогического модуля, который представляется в РМК (Информационно-педагогический модуль передового педагогического опыта);
• на уровне РМК. Работа с ППО ведется в различных направлениях. Так, ознакомление с опытом работы отдельных педагогических коллективов по данному вопросу, оказание помощи зам. директора по УВР, руководителям предметных РМО в изучении, обобщении и распространении ППО осуществляется в ходе инструктивно-Методических совещаний, семинаров-практикумов. Например, семинары для  зам. директоров по УВР следующей тематики: «Творческая самореализации личности учителя в условиях обновления содержания образования» ; «Система школьной методической работы как средство повышения уровня педагогической продуктивности и профессиональной компетентности учителя».
        Формирование банка адресов ППО с учетом тематической направленности: управление образованием, педагогика, методика преподавания. Преобладающее количество адресов — это ИПМ по методике преподавания, отражающие технологию опыта педагога и способствующие оперативному знакомству с данным опытом, определению его оптимальности, трудоемкости, возможности использования в педагогической деятельности другими учителями на уровне города («Адреса педагогического опыта»).
Внедрение, распространение, отслеживание результатов внедрения НПО прослеживается также в организации и проведении работы по участию педагогических работников в различных творческих конкурсах, педагогических чтениях, конференциях и других мероприятиях.

Рекомендации по обобщению опыта


1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему вас вопросу.
2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.
3. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе  и  работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной  и  нужной, и постарайтесь ее оформить как можно, точнее и конкретнее.
4. Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья, а также систематизация методических материалов (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), их краткое разъяснение.
5. Краткий план темы (3—4 основных вопроса), составление тезисов. Вспомните и поместите в планы факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Уточните план; определите основную идею и логику изложения темы.
6. Написание доклада. Создание черновика.
7. Оцените свой практический опыт. Определите недостатки, трудности, ошибки.
8. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.
9. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.).
10. Помните, что, обобщал педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность, способствуете дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодежи.

Схема целостного описания
передового опыта


1. Тема опыта. Например, »Специальные приемы и способы обучения грамоте слепых и слабовидящих школьников в добукварный период».
2. Сведения об авторе: Ф.И.О, образование, педстаж (общий и в данной школе).
3. Сущность опыта:
— проблема массовой практики, решаемая автором;
— основная идея опыта и средства ее реализации;
— опора на современные педагогические теории;
— заимствование новаторских систем или их элементов;
— творческие находки автора;
— параметрические характеристики опыта.
4. Продуктивность (реальный вклад педагога в дело обучения, воспитания личности), т.е. какими становятся учащиеся, чем они отличаются.
5. Условия функционирования опыта. (Тип учебного заведения, нагрузка педагога, кружковая работа, особенности учащихся, материальная база, профессиональный уровень педагога и т.д.)
6. Доступность (возможность воспроизведения в других условиях и трудности в освоении опыта).
7. Педагогическая технология: система работы педагога, последовательность действий при осуществлении учебного процесса, используемые формы учебных и внеклассных занятий, преобладающие виды учебной деятельности, приемы стимулирования, организации, контроля; алгоритмы решения конкретных педагогических ситуаций, фрагменты педагогической практики, подтверждающие все вышесказанное.
8. Перспективы применения опыта в массовой практике.

Создание банка информационно-педагогических модулей ППО


Создание электронного банка информационно-педагогических модулей передового педагогического опыта — процесс трудоемкий и длительный. Методический совет школы принимает решение о форме представляемых материалов, объеме, принципах систематизации. Информационно-педагогические модули передового педагогического опыта могут быть систематизированы по тематическому или алфавитному принципу. Это может быть много уровневый каталог:
1-й уровень: общие вопросы
• Образование.
• Воспитание.
• Развитие.
• Здоровьесбережение.
• Педагогика.
• Психология.
• Методология.
• Управление.
• Работа с педагогическими кадрами.
• Менеджмент.
• Тезаурус для учителей и учащихся.
2-й уровень: образование
• Предшкольное.
• Среднее общее.
*• Среднее полное общее.
• Предпрофильное.
• Профильное.
• дополнительное.
• Вариативность и индивидуализация.
• Обновление содержания образования.
З-й уровень: среднее общее образование
• диагностика результатов учебного труда.
• Мониторинг образовательной деятельности и контроль.
• Создание измерителей уровня учебных достижений обучаемых.
• Новые педагогические технологии обучения.
• Предпрофильное обучение.
• Опытно-экспериментальная работа.
• Интеграция и интегрированный предмет.
• Развитие творческой одаренности школьников.
• Межпредметные связи на уроках и т.п.

Структура изложения материала в информационно-педагогическом
модуле (ИПМ)


1. Четкое определение наименования опыта, указание его адреса и автора (группы авторов). В названии материалов должна быть четко отражена основная характеристика опыта, область применения, характер решаемой управленческой, методической или научно-методической проблемы.
2. Условия возникновения, становления опыта (например, необходимые сведения об ОУ, микрорайоне, социальной среде).
З. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практической значимости для повышения качества образовательного процесса в ОУ. Такое обоснование должно вытекать из двух основных позиций:
— в какой мере данный опыт способствует решению задач, поставленных перед ОУ (социальный заказ);
— какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются в данном опыте (например, противоречия между коллективным обучением и индивидуальным развитием личности школьника).
4. Теоретическая база опыта (какие теории, законы, закономерности творчески реализуются автором).
5. Новизна опыта (по своему объективному смыслу и значению результаты педагогического творчества подразделяются на открытия).
б. Ведущая педагогическая идея: центральная, основная мысль, вытекающая из опыта. Это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта.
7. Технология опыта ( система конкретных педагогических действий, организация, содержание, формы, приемы, методы воспитания, обучения).
8. Результативность, условия и возможности применения данного опыта. В итоге обобщения любого опыта должен быть сделан вывод о том, каковы результаты данных педагогических действий, чем отличаются от результатов других в тех же условиях. При этом надо дать оценку опыту на основе критериев оптимальности.
9. Адресная направленность.
10. Трудоемкость.

 

КАЛЕНДАРЬ

Предложения и отзывы
 
Вверх