Яндекс.Метрика

 


Схема анализа плана воспитательной работы
классного руководителя


1. Как реализуются основные требования к плану воспитательной работы:
• цели, их конкретная необходимость, достаточность, достижимость за время процесса; насколько системны и комплексны эти цели;
• как представлены в плане цели в движении, выделены ли эти этапы процесса;
• есть ли цели к каждому из временных периодов или заданы на полгода, год;
• соотносятся ли данные цели с содержанием характеристики количества; новизна плана (т.е. новые формы и методы организации деятельности, их педагогическая обоснованность);
• новое содержание дел — название тем, девизы, ведущие идеи воспитания, связи между проводимыми мероприятиями, насколько эти мероприятия достаточны для решения поставленных целей;
• насколько мероприятия, т.е. виды деятельности, разнообразны;
• прослеживается ли сочетание политических трудовых, эстетических, познавательных, игровых и других видов деятельности, в какой мере обосновано разнообразие видов деятельности, не превратилось ли в самоцель; нет ли преобладания словесных форм над другими;
• как представлена индивидуальная работа (не только с «трудными», а и с другими учащимися по развитию их способностей и коррекции поведения; как представлены связи классного руководителя с учителями-предметниками; способствуют ли запланированные мероприятия осуществлению поставленных целей воспитания;
• содержание и формы работы с родителями, достаточны ли они для осуществления поставленных целей;
2. Какие принципы, концепции воспитания положены в основу плана классного руководителя, насколько педагогические средства, отраженные в плане, достаточны для реализации принципов воспитания.
3. Как отражены в делах класса, его органов самоуправления, с учителями-предметниками и родителями проблема, над которой работа школа, идеи личностно-ориентированного воспитания школьников.
4. Конечными выводами анализа плана должны быть суждения том, какие могут быть результаты в воспитания и обученности учащихся класса.

Схема анализа воспитательного процесса в классе


1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.
1.1. Результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.
1.2. Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния приемов включения учащихся в деятельность и общение.
         2. Анализ развития учащихся класса.
2.1. Воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие (указать, какие факт повлияли на это в большей мере).
2.2. Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.
2.3. Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, успеваемость (желательно сравнить с результатами предыдущих лет).
2.4. Изменения в мотивационно-потребностной сфере ( динамика учебных мотивов, мотивов участия в тех или иных видах недеятельности класса, школы, проявления «новых» потребностей  школьников и т.д.)
2.5. Сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием.
2.6. Изменения в социокультурном развитии учащихся  (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной и  информационной культуры, художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни  развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум,  а в итоге — развитие культуры жизненного самоопределения).
2.7. Успехи и достижения учащихся класса, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей класса.
2.8. Учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними: задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз дальнейшей социализации этих учеников.)
          3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
3.1. Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях, произошедшие за прошедший учебный год. Какие факторы (условия) особенно повлияли на эти изменения?
3.2. Основные ценностные ориентации учащихся класса, особенности отношения учащихся класса к людям, к труду, учебе, школе, классу и т.д.
3.3. Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся класса. Кто для них является (становится) наиболее значимым? Какова степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, сверстников), занятий в кружках, секциях и других объединениях на процесс и результат социализации школьников?
3.4. Кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся, на формирование личностных качеств, творческих (эмоциональных, интеллектуальных, физических, организаторских и т.д.) дарований и способностей?
3.5. Какую роль в социальном развитии школьников играет классное сообщество?
       4. Анализ развития коллектива класса.
4.1. Социально-психологический микроклимат в классе. Какие факторы (люди, условия) оказывают влияние на формирование этого климата? Особенности нравственно-психологического климата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности, заботы и т.д.); преобладающее отношение учащихся к учителям и школе, доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса, особенности общения в классном коллективе.
4.2. Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нем, степень включенности учащихся жизнедеятельность класса, в процесс планирования, организации и анализа совместной деятельности.
4.3. Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность, участия самоуправлении класса).
4.4. Изменения состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и  интеграция в классном коллективе.
4.5. Особенности общественного мнения класса и его влияние на интересы и поведение учащихся. Кто (что) оказывает наибольшее влияние на общественное мнение класса?
          5. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя.
5.1. Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?
5.2. Насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем году?
5.3. Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду.
5.4. Какие совместные дела, проведенные в прошедшем году, способствовали сплочению коллектива?
5.5. Какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие учащихся?
       6. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы.
6.1. Основные мотивы участия учащихся класса в школьных  мероприятиях, степень их заинтересованности и вовлеченности в  жизнедеятельность школы, активность и результативность ( для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности школы) членов классного коллектива в школьных делах.
6.2. Участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков, секций, клубов и других объединений; влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся.

             7. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом.
7.1. Частота и характер контактов с семьями учащихся.
7.2. Изменение отношения родителей к школе за учебный год.
7.3. Влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса (в формулировании социального заказа, предъявлении требований к содержанию и организации педагогического процесса, в планировании и организации классных дел и мероприятий).
7.4. Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в классе (в зависимости от содержания и форм, применявшихся для этого).
7.5. Результативность организации родительских собраний в классе.
7.6. Эффективность индивидуальной работы с родителями.
7.7. Особенности взаимодействия с родительским активом (родительским комитетом школы, советом родителей класса).
7.8. Результаты педагогических наблюдений за воспитанием в семьях учащихся класса, участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.
7.9. Взаимодействие с «проблемными» семьями, требующими особого внимания педагогов школы.
           8. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.
8.1. С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и представителей других сфер осуществлялось воспитательное взаимодействие?
8.2. Кто из взрослых, работавших с учащимися класса, оказывает значительное влияние на воспитание и развитие личности учащихся?
8.3. В какой мере классному руководителю удалось организовать взаимодействие педагогов, обучающих и воспитывающих учащихся класса?
8.4. Какие методы педагогического взаимодействия взрослых были наиболее эффективными?
        9. Выводы:
• об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;
• об отрицательных моментах в организации жизни класса и воспитании учащихся;
• о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;
• о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.

 

Анализ плана классного руководителя

1. Как реализуются основные требования к плану воспитательной работы (целенаправленность плана):
• зафиксируйте в анализе содержание (формулировки) целей, их конкретную необходимость, достаточность, достижимость время процесса;
• насколько системны и комплексны эти цели;
• как представлены в плане цели в движении, выделены этапы процесса;
• есть ли цели к каждому из временных периодов или цели заданы на полгода, год;
• соотносятся ли данные цели с содержанием характеристик  и количества;
• новизна плана (т.е. новые формы и методы организации деятельности, их педагогическая обоснованность);
• новое содержание дел — название тем, девизы, ведущие идеи воспитания, связи между проводимыми мероприятиями, насколько - мероприятия достаточны для решения поставленных целей;
• насколько мероприятия, то есть виды деятельности разнообразны, прослеживается ли сочетание политических, трудовых, эстетических, познавательных, игровых и других видов деятельности, в какой мере обосновано разнообразие видов деятельности, не превратилось ли в самоцель;
• нет ли преобладания словесных форм работы над другими;
• как представлена индивидуальная работа только с  «трудными» или с другими учащимися по развитию их способностей и коррекции поведения;
• связь детского коллектива с трудовыми коллективами  предприятий, с учреждениями дополнительного образования;
• или представлены связи классного руководителя с учителями-предметниками;
• способствуют ли запланированные мероприятия осуществлению поставленных целей воспитания;
• содержание и формы работы с родителями, достаточны ли они для осуществления поставленных целей;
• отвечают ли эти дела требованиям развития школы;
• насколько актуальны для класса задачи повышения качества учебно-воспитательного процесса.
2. Какие принципы концепции воспитания положены в основу плана классного руководителя, насколько педагогические средства, отраженные в плане, достаточны для реализации принципов воспитания.
З. Как отражены в делах класса, его органов самоуправления, детских и юношеских объединений, работа с учителями-предметниками и родителями проблема, над которой работает школа, идеи личностно-ориентированного воспитания школьников.
4. Конечными выводами анализа плана должны быть суждения о том, какие могут быть результаты в воспитании обученности учащихся класса.
Примечание.
В беседе с заместителем директора школы выяснить:
• какие методические мероприятия проведены с классными руководителями по системе планирования, по обучению их новым требованиям к содержанию плана, требованиям творческого подхода к работе с коллективом и личностью учащегося:
• какие организационно-методические меры были предприняты, но изменению системы обучения актива (деловые игры, дневные инструктивные сборы), реализации принципа творческой коллективной деятельности учащихся и другие подходы.

 

Примерная схема анализа воспитательной работы в классе
за истекший год (5—8 класс)


Анализ воспитательной работы начинается с выявления оценки реализации поставленных в прошлом учебном году воспитательных задач. Далее анализируются:
• изменения в уровне воспитанности учащихся, происшедшие по сравнению с прошлым годом (характеристика учащихся);
• уровень сплоченности коллектива (традиции, наличие лидеров неформальных групп);
• решенные и нерешенные проблемы в работе ученического самоуправления;
• эффективность традиционных классных дел и активность учащихся в общешкольных мероприятиях;
• индивидуальная работа с «трудными» учащимися, состоящими на учете в ИДН (охарактеризовать использованные методы и приемы);
• индивидуальная воспитательная работа с одаренными учащимися;
• уровень воспитания учащихся в учебном процессе;
• участие педагогов во внеурочной и внеклассной воспитательной работе;
• работа с родителями и общественностью;
• результативность взаимодействия в воспитательной работе учащимися руководителей кружков, секций, клубов, факультативов.
Исходя из оценки анализа выполненной работы, определи воспитательные задачи на новый учебный год (за основу брать воспитательные задачи школы, преломляя их на классный коллектив, с  учетом особенностей и уровня воспитанности учащихся).

 

Схема анализа (9-11 класс)


Анализ воспитательной работы начинается с оценки степени, выполнения воспитательных задач прошедшего учебного года. Далее анализируются:
• уровень развития — коллективные, формальные и неформальные объединения, межличностные отношения, дружеские связи, основной недостаток коллектива;
• характеристика актива, паспортные данные (если это необходимо), количество учащихся, девочек, мальчиков, название юношеского объединения,) уровень воспитанности;
• отношение учащихся к учебному труду;
• состояние политической культуры учащихся и сознательной  дисциплины;
• отношение к общественно полезному, производительному  труду;
• нравственные качества и эстетическая культура;
• физическое развитие;
• занятость во внеурочное время, соответствие избранных форм работы потребности развития и интересам учащихся;
• влияние родителей на воспитание детей;
• проблема «трудных» учащихся, причины их социально- педагогической запущенности.
Исходя из оценки и анализа выполненной работы, определить воспитательные задачи работы с классом на новый учебный год (за основу брать воспитательные задачи школы, соотнося их с уровнем и потребностями развития классного коллектива и отдельных учащихся).

 

Для молодых заместителей директора по воспитательной работе
 (один из вариантов)

Характеристика класса


Состав класса:
• количество учащихся (из них девочек, мальчиков), контингент родителей.
Коллектив:
• уровень сплоченности (низкий, средний, высокий);
• характер внутриколлективных и межколлективных отношений (наличие и отсутствие групп, лидеров, отверженных);
• актив класса (формальный или нет, пользуется авторитетом);
• преобладающие в коллективе интерес и отношения (какие виды деятельности предпочитают, какие выполняют с неохотой);
• наличие традиций.
Общественно полезная деятельность:
• отношение к общественным поручениям (мотивы активности или пассивности);
• участие в классных и общественных делах (степень самостоятельности);
• влияние проводимых классных и общественных дел, направленных на изменение в личности школьника.
Отношение к учению:
• мотивы, побуждающие к обучению у большинства учащихся класса;
• активность на уроках;
• ответственность при выполнении заданий, развитость познавательных интересов;
Трудовая деятельность:
• отношение к труду (мотивы, качество и своевременность выполнения);
• трудолюбие, наличие трудовых навыков;
Наличие «трудных» учащихся:
• причины трудновоспитуемости;
• особенности личности;
• что было предпринято классным руководителем для преодоления недостатков в поведении.
Характер взаимоотношений:
• пользуется ли классный руководитель авторитетом у учащихся класса;
• каков стиль руководства (авторитарный, демократический, попустительский);
• учитывается ли и развиваются ли классным руководителем  индивидуальные возможности учащихся;
• осознанность проявления функций личности учащимися.

 

 

КАЛЕНДАРЬ

Предложения и отзывы
 
Вверх